Предназначен для регулирования тормозного усилия на полуприцепе путем
подачи сжатого воздуха в тормозные цилиндры.
Воздухораспределитель управляется пневматическим сигналом, поступающим
от тягача, и обеспечивает при этом соответствие
давления, создаваемого сжатым воздухом в тормозных
цилиндрах, величине падения давления в соединительной магистрали.
Устройство воздухораспределителя показано на рис.62.
От тягача сжатый воздух по соединительной магистрали поступает к выводу
Е воздухораспределителя и далее, через отверстие Р, огибая лепестки
обратного клапана 10, поступает по каналу М в полость D, которая шлангом
соединена с ресивером полуприцепа. Одновременно сжатый воздух поступает
в полость С, а также через дроссельные отверстия N и К в полость В. При
этом давление в полостях С и В, воздействуя на поршни 8 и 5,создает
взаимоуравновешиваюшие силы, в результате система поршней под действием
пружины
9 будет находиться в крайнем верхнем положении.
При нажатии на тормозную педаль происходит падение давления в
соединительной магистрали Ъ и полости С. Перетекание сжатого воздуха в
соединительную магистраль из ресивера полуприцепа через дроссельные
отверстия N и К не может компенсировать создавшийся перепад давлений
между, полостью в и соединительной магистралью, в результате чего
усилие, создаваемое при этом на обратном клапане 10, превышает усилие
пружины 9, что приводит к перемещению обратного клапана и перекрытию
отверстия Р. Падение давления в полости С нарушает равновесие сил,
действующих на поршни 8 и 5, и система поршней перемещается вниз. Шток 6
выпускным седлом 4 садится на манжету 2 перепускного клапана I,
перекрывая отверстие, связанное с атмосферой, при дальнейшем перемещении
манжета 2 отрывается от впускного седла 3, и сжатый воздух из ресивера
скрепера поступает в полость F и далее - в тормозные цилиндры.
Как только давление в полости F достигнет величины перепада давления
между полостями С и В, система поршней 8, 5 переместится вверх, манжета
2 сядет на седло 3, и перепуск сжатого воздуха в тормозные цилиндры
прекратится. Растормаживание скрепера происходит при повышении давления
в соединительной магистрали. При разрыве питающей магистрали давление в
полости С отсутствует, в результате скрепер оказывается заторможенным.
Воздухораспределитель снабжен краном растормаживания, который позволяет
растормозить скрепер в случае необходимости.
Для растормаживания скрепера необходимо нажать на шток 14 крана
растормаживания. При нажатии на кнопку 15 штока крана растормаживания
манжета 13 садится на седло 12, изолируя полость С от полости В.
Дальнейшее перемещение штока 14 приведет к деформации манжеты 13 и
отрыву ее от седла 12 на штоке крана растормаживания, в результате чего
сжатый воздух из полости В по каналу М выйдет в атмосферу. Система
поршней под действием давления в полости г переместится в крайнее
верхнее положение, что приведет к выпуску сжатого воздуха из тормозных7
цилиндров. Для повторного
затормаживания скрепера необходимо шток крана
растормаживания потянуть на себя. С помощью давления шток крана
растормаживания четко фиксируется в крайних положениях. Перемещение
штока не превышает 2-3 мм.
Если скрепер, отсоединенный от тягача, случайно окажется в
расторможенном состоянии, то при подсоединении его к тягачу сжатый
воздух, поступавший из соединительной магистрали, воздействуя на шток
крана растормаживания, переместит его, и полость D сообщится с
соединительной магистралью.