Кривошипно-шатунный механизм
Поршни
Поршень из алюминиевого сплава с плоским днищем.
На днище поршня указаны метка диаметра поршня и стрелка для ориентировки поршня при его установке в цилиндр, которая должна быть направлена в сторону привода распределительного вала. По массе поршни одного двигателя не должны отличаться друг от друга более чем на 4,9 г.
Характеристика |
Значение |
Зазор между поршнем и цилиндром, мм |
|
номинальный |
|
|
0,016—0,040 |
|
0,025—0,035 |
предельно допустимый в эксплуатации |
0,10 |
Диаметр поршней *
Параметр, мм |
Модель двигателя
|
|||
М 115.938
|
М 102.920, М 102.939
|
М 102.980, М 102.982
|
М 115.954
|
|
номинальный |
||||
|
86,98 |
88,968—88,982 |
95,468—95,482 |
93,73 |
|
— |
88,978—88,992 |
95,478—95,492 |
— |
|
— |
88,988—89,002 |
95,488—95,502 |
|
1-й ремонтный размер |
||||
|
87,48 |
89,468—89,482 |
95,968—95,982 |
94,13 |
|
— |
89,478—89,492 |
95,978—95,992 |
— |
|
— |
89,488—89,502 |
96,988—96,002 |
— |
2-й ремонтный размер |
||||
|
87,98 |
89,968—89,982 |
96,468—96,482 |
94,53 |
|
— |
89,978—89,992 |
96,478—96,492 |
— |
|
— |
89,988—90,002 |
96,488—96,502 |
— |
3-й ремонтный размер |
||||
|
88,48 |
— |
— |
— |
Параметр, мм
|
М 123.920, М 123.921
|
М 110.923
|
М 110.984, М 110.988
|
|
номинальный |
||||
|
85,98 |
85,98 |
|
|
|
— |
— |
|
|
|
— |
— |
|
|
1-й ремонтный размер |
||||
|
86,48 |
86,48 |
|
|
|
— |
— |
|
|
|
— |
— |
|
|
2-й ремонтный размер |
||||
|
86,98 |
86,98 |
|
|
|
— |
— |
|
|
|
— |
— |
|
|
3-й ремонтный размер |
||||
|
— |
— |
|
*Разница величин обусловлена модельным годом выпуска.
Поршневые пальцы
Поршневой палец стальной, шлифованный, плавающий. От осевого смещения палец удерживается стопорными кольцами.
Характеристики поршневых пальцев
Параметр, мм |
Модель двигателя
|
|
М 102.920, М 102.939
|
М 102.980, М 102.982
|
|
Диаметр |
||
|
23,995—24,000 |
|
|
15,5 |
|
Длина |
— |
|
Зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна |
0,007—0,02 |
|
Зазор между пальцем и бобышкой поршня |
0,002—0,012 |
Поршневые кольца
На наружной поверхности поршня проточено три канавки для установки колец. Положение при сборке: метка «Тор» должна быть направлена вверх. На двигателях М 102 могут быть установлены поршневые кольца фирмы «Goёtze» или TRW.
Особенности конструкции поршневых колец фирмы «Goёtze»
Верхнее компрессионное кольцо цилиндрическое, с фаской на внутренней поверхности, с пористым хромированием наружной поверхности. Нижнее компрессионное кольцо конусное, с буртиком. Маслосъемное кольцо с двумя фасками, разжимной витой пружиной и хромированной наружной поверхностью.
Особенности конструкции поршневых колец фирмы TRW
Верхнее компрессионное кольцо цилиндрическое, с фаской на внутренней поверхности, с хромированной шлифованной бочкообразной наружной поверхностью. Нижнее компрессионное кольцо конусное, с буртиком и бочкообразной хромированной наружной поверхностью. Маслосъемное кольцо с двумя фасками, с разжимной витой пружиной и хромированной наружной поверхностью.
Характеристика поршневых колец
Параметр, мм |
Модель двигателя
|
|||
М 115.938
|
М 102.920, М 102.939
|
М 102.980, М 102.982
|
М 115.954
|
|
Зазор по высоте | ||||
верхнее компрессионное кольцо |
0,05—0,08 |
0,05—0,085 |
0,050—0,085 |
|
нижнее компрессионное кольцо |
0,03—0,06 |
0,01—0,03 |
0,03—0,06 |
|
маслосъемное кольцо |
0,01—0,04 |
0,01—0,045 |
0,01—0,04 |
|
Предельный зазор по высоте в эксплуатации | ||||
верхнее компрессионное кольцо |
0,15 |
|||
нижнее компрессионное кольцо |
0,10 |
|||
маслосъемное кольцо |
0,16 |
0,10 |
0,16 |
|
Зазор в замке | ||||
верхнее компрессионное кольцо |
0,30—0,55 |
|||
нижнее компрессионное кольцо |
0,25—0,45 |
|||
маслосъемное кольцо |
0,25—0,50 |
|||
Предельный зазор в замке в эксплуатации | ||||
верхнее компрессионное кольцо |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|
нижнее компрессионное кольцо |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
|
маслосъемное кольцо |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
|
Параметр, мм
|
М 123.920, М 123.921
|
М 110.923
|
М 110.984, М 110.988
|
|
Зазор по высоте | ||||
верхнее компрессионное кольцо |
0,050—0,085 |
|||
нижнее компрессионное кольцо |
0,03—0,06 |
|||
маслосъемное кольцо |
0,01—0,04 |
|||
Предельный зазор по высоте в эксплуатации | ||||
верхнее компрессионное кольцо |
0,15 |
|||
нижнее компрессионное кольцо |
0,10 |
|||
маслосъемное кольцо |
0,16 |
|||
Зазор в замке | ||||
верхнее компрессионное кольцо |
0,30—0,55 |
|||
нижнее компрессионное кольцо |
0,25—0,45 |
|||
маслосъемное кольцо |
0,25—0,50 |
|||
Предельный зазор в замке в эксплуатации | ||||
верхнее компрессионное кольцо |
1,0 |
|||
нижнее компрессионное кольцо |
0,8 |
|||
маслосъемное кольцо |
0,8 |
Шатуны
Шатун двутаврового сечения стальной, кованый со сменными вкладышами. Крышка нижней головки шатуна прямого сечения. Для подвода масла к трущимся поверхностям в стержне шатуна просверлено отверстие. По массе шатуны одного двигателя не должны отличаться друг от друга более чем на 5 г.
Характеристика |
Значение |
Непараллельность и неплоскостность отверстий головок при измерении на расстоянии осей 100 мм от стержня шатуна, не более, мм |
|
|
0,045 |
|
0,030 |
|
0,040 |
|
0,040 |
Шероховатость поверхности соединения поршня с шатуном, мкм |
0,002 |
Биение отверстий нижней головки шатуна, не более, мм |
0,02 |
Характеристики шатунов
Параметр, мм |
Модель двигателя
|
|||
М 115.938
|
М 102.920, М 102.939
|
М 102.980, М 102.982
|
М 115.954
|
|
Диаметр нижней головки шатуна |
55,60—55,62 |
51,60—51,619 |
55,60—55,62 |
|
Диаметр верхней головки шатуна |
29,00—29,02 |
27,00—27,021 |
29,00—29,02 |
|
Внутренний диаметр втулки верхней головки |
26,012—26,018 |
24,007—24,015 |
26,012—26,018 |
|
Расстояние между осями отверстии головок |
148,95—149,05 |
144,95—145,05 |
148,95—149,05 |
|
Ширина нижней головки |
32.08—32,10 |
27,857—27,90 |
32.08—32.10 |
|
Параметр, мм
|
М 123.920, М 123.921
|
М 110.923
|
М 110.984, М 110.988
|
|
Диаметр нижней головки шатуна |
51,60—51,62 |
|||
Диаметр верхней головки шатуна |
26,00—26,02 |
|||
Внутренний диаметр втулки верхней головки |
23,007—23,013 |
|||
Расстояние между осями отверстии головок |
130,95—131,05 |
|||
Ширина нижней головки |
27,86—27,89 |
Болты крышки шатуна
Болты с вытягивающимся стержнем.
Характеристика |
Значение |
Диаметр резьбы |
М9х1 |
Диаметр стержня, мм |
|
М 102 |
|
|
8,3—8,4 |
|
8,0 |
М 115 |
|
|
8,3—8,4 |
|
8,0 |
М 110 |
|
|
7,3—7,4 |
|
7,1 |
М 123 |
|
|
7,3—7,4 |
|
7,1 |
Высота головки болта (М 102), мм |
5,0—5,2 |
Длина резьбовой части (М 102), мм |
40,0 |
Длина до головки (М 102), мм |
51,7—52,0 |
Коленчатый вал
Коленчатый вал стальной, кованый четырех- (двигатель М 123), пяти- (двигатели М 102, М 115) или семиопорный (двигатель М 110).
Коленчатый вал 4-цилиндровых двигателей (М 102, М 115) имеет восемь противовесов, 6-цилиндровых (М 110, М 123) — 12 противовесов.
Характеристика |
Значение |
Допустимое торцевое биение щек коренного подшипника, мм |
0,02 |
Радиусы галителей коренных и шатунных шеек, мм |
2,5—3,0 |
Диаметр переднего конца коленчатого вала, мм |
29,987—30,000 |
Допустимое биение переднего конца коленчатого вала, мм |
0,030 |
Диаметр опорной поверхности заднего сальника, мм |
92,874—92,928 |
Нецилиндричность фланца, до, мм |
0,02 |
Биение фланца, до, мм |
0,012 |
Биение коренных шеек (коленчатый вал установлен на призмы шеек 1 и 5), до, мм |
|
|
0,07 |
|
0.10 |
Зазоры коленчатого вала двигателя М 102
Характеристика |
Значение |
Диаметральный зазор между коренной шейкой и вкладышами, мм |
|
|
0,025—0,045 |
|
0,070 |
Диаметральный зазор между шатунной шейкой и вкладышами, мм |
|
|
0,030—0,050 |
|