Седельно-сцепное устройство автомобилей МАЗ-64227, MA3-54322
Седельно-сцепное устройство (рис. 163) предназначено для шарнирного
соединения тягача с полуприцепом, передачи тягового усилия от тягача к
полуприцепу, передачи части массы полуприцепа на раму тягача. Оно
является также поворотным устройством, обеспечивающим взаимный поворот
седельного тягача и полуприцепа.
Седельно-сцепное устройство прикреплено к раме автомобиля болтами. На
подставке закреплены два кронштейна 2 с шарнирами 5. Седло соединяется с
кронштейнами с помощью двух осей 14, которые стопорятся от проворота и
осевого перемещения стопорными пластинами с болтами. Оси седла свободно
вращаются во втулках шарниров, чем обеспечивается продольный наклон
седла. Шарниры позволяют значительно снизить динамические нагрузки,
передаваемые полуприцепом на раму тягача, а также обеспечивают
поперечный наклон седла до 3°.
Сцепной механизм, размещенный под опорной плитой седла, состоит из двух
захватов 13, установленных на осях 7, запорного кулака
12 со штоком и пружиной 11, защелки 10 с пружиной 9 рукоятки 8
управления расцепкой и предохранительной планки 15.
Запорный кулак может занимать три положения:
заднее (запорный кулак находится в пазу, образованном захватами) —
захваты закрыты и заперты кулаком;
исходное положение для сцепки с полуприцепом (запорный кулак упирается
в торцы захватов) — захваты открыты,
переднее (запорный кулак зафиксирован защелкой 10) — захваты закрыты, но
не заперты кулаком. Шток запорного кулака удерживается от случайного
перемещения в переднее положение предохранительной планкой.
Для расцепки тягача от полуприцепа нужно предварительно повернуть
предохранительную планку 15 и с помощью рукоятки 8 отвести в переднее
положение кулак 12, где он фиксируется защелкой 10. Таким образом,
захваты не заперты кулаком и при движении тягача шкворень полуприцепа
выходит из зева захватов 13. При этом захваты поворачиваются, а штифт
16, закрепленный на захвате, воздействует на защелку 10, которая
освобождает запорный кулак. Кулак под воздействием пружины 11
перемещается назад и упирается в торцы захватов, занимая исходное
положение для последующей сцепки с полуприцепом.
При сцепке тягача с полуприцепом шкворень упирается в открытый зев
захватов и поворачивает их. При этом образуется паз между передними
концами захватов, в который под воздействием пружины входит запорный
кулак, обеспечивая надежное их запирание, а предохранительная планка,
автоматически поворачиваясь, запирает шток кулака.
Ремонт
Седельно-сцепное устройство, как правило, требует ремонта только после
длительной эксплуатации. Наиболее изнашиваемыми деталями в седельном
устройстве являются захваты, шарниры, запорный кулак. Такие детали, как
шарниры, ремонту не подлежат и в случае необходимости заменяются новыми.
Наибольший размер шкворневого отверстия в захватах (в закрытом
положении) не должен превышать 56 мм (номинальный размер 50,8мм).
Изношенные захваты заменяются новыми. При износе поверхностей запорного
кулака в месте захвата кулака с губками сцепного механизма до размера
71,5 мм запорный кулак необходимо заменить (номинальный размер рабочей
части кулака 74 мм).
Для замены изношенных деталей нужно снять седельно-сцепное устройство с
автомобиля и, перевернув вверх кронштейнами, положить на подставку
высотой не менее 200 мм. Для снятия шарниров
отвертывают болты крепления стопорной пластины, снимают пластину и
выбивают оси. Кронштейны с шарнирами снимают, выпрессовывают старые
шарниры и запрессовывают новые с помощью оправки на прессе. При этом
торцы наружных втулок шарниров должны выступать симметрично из
кронштейна на 2 мм. Кронштейны с новыми шарнирами устанавливают на
место, и их оси закрепляют стопорными пластинами.
Для снятия захватов отвертывают гайку крепления запорного кулака и
снимают запорный кулак. Пальцы крепления захватов расшплинтовывают,
выбивают пальцы и снимают захваты. При этом проверяют надежность
крепления шпильки запорного кулака. Шпилька должна быть завернута до
упора своим торцом в тело седла и заварена с наружной стороны.
Новые захваты и запорный кулак устанавливают в обратной
последовательности.