ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-64227, MA3-54322

  Главная      Автомобили - МАЗ     МАЗ-64227, MA3-54322. Устройство, техническое обслуживание, ремонт (М.С. Высоцкий, Л.X. Гилелес) - 1987 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

6.8.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-64227, MA3-54322


Устройство

На автомобилях установлен стеклоочиститель с тремя щетками для очистки ветровых стекол. Стеклоочиститель включается переключателем

1 (рис. 155), который имеет три положения: «Выключено», «Включена малая скорость», «Включена большая скорость».

При включении первой (малой скорости) включаются контакты «L» и «V», а также «D» и «J» переключателя 1. Напряжение подается по серому проводу на термобиметаллический предохранитель 10 и с него на неподвижный контакт 8. Далее ток поступает на штекерную колодку и с нее по белому проводу на клемму «L» переключателя. С клеммы «L» ток проходит на клемму «К», по желтому проводу выходит на клемму «D» и через штекерную колодку на положительную электрощетку якоря электродвигателя. Пройдя через якорь, рабочий ток поступает на неподвижный контакт 7 и с него через штекерную колодку по черному проводу выходит на массу. От

 

взаимодействия магнитных полей постоянного магнита 5 и магнитного поля якоря последний начинает вращаться. При этом вращается кулачок 9, установленный на червячной шестерне редуктора стеклоочистителя, замыкая и размыкая контакты 6, 7 и 8.
 


При включении второй, повышенной скорости замыкаются контакты клемм «L» и «Н» переключателя 1, размыкаются контакты клемм «L» и «V», рабочий ток поступает уже не на положительную клемму якоря, а по коричневому проводу на дополнительную электрошетку, что приводит К уменьшению рабочих витков якоря и, следовательно, к уменьшению магнитного поля якоря, в результате чего частота вращения якоря увеличивается.
При выключении стеклоочистителя разрывается цепь клемм «L» и «У» переключателя 1, но якорь 4 электродвигателя продолжает вращаться, так как питание на него поступает через замкнутые контакты 6 и 8 на штекерную колодку, с нее по красному проводу на переключатель 1, через него— на клемму «D)», с которой ток проходит по желтому проводу на положительную электрошетку якоря, через якорь — на отрицательную щетку, на контакт 7 и с него на массу. Якорь вращается до тех пор, пока кулачок 9 не разомкнет контакты 6 и 8. Это положение кулачка соответствует укладке щеток стеклоочистителя внизу ветрового стекла автомобиля. Однако вследствие инерции якоря последний может до останова сделать еще несколько оборотов, что приведет к уходу щеток вверх по ветровому стеклу, что будет мешать водителю. С целью устранения этого явления введен контакт 7, при замыкании которого с контактом 6 происходит шунтирование электрощеток якоря между собой, что легко проследить по схеме. При шунтировании происходит резкий останов якоря, что обеспечивает укладку щеток строго в заданном положении.

В системе отопления и вентиляции кабины установлены два электродвигателя, которые включаются на малую и большую частоту вращения, что изменяет производительность вентиляторов. На первом положении переключателя

II оба электродвигателя работают на большой скорости, так как включены параллельно. На втором положении оба электродвигателя соединяются последовательно.

 

 

Рис. 155. Схема стеклоочистителя и отопителя:
1— переключатель стеклоочистителя; 2 — штекерная колодка; 3 — стеклоочиститель; 4 якорь электродвигателя; 5— постоянный магнит; в — подвижной контакт; 7, 8—неподвижные контакты; 9 — кулачок механизма останова; 10 — термобиметаллический предохранитель; 11 — переключатель отопителя; 12, 13 — электродвигатель отопителя; 14 — прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 15—предохранитель; 16 — выключатель омывателя

 

 

 


Техническое обслуживание

Электродвигатели стеклоочистителя и системы отопления в процессе эксплуатации техническому обслуживанию не подвергаются.

При отказе в работе стеклоочистителя следует сначала убедиться в исправности предохранителя № 12 и наличии напряжения на сером проводе в штекерной колодке стеклоочистителя. Если напряжение на проводе имеется, то проверяется исправность предохранителя 10 (см. рис. 155), установленного на корпусе стеклоочистителя. Если там напряжение есть, то следует проверить исправность переключателя 1. Убедившись в исправности переключателя, стеклоочиститель необходимо снять и отремонтировать.

Возможные неисправности дополнительного оборудования и способы их устранения приведены в табл. 25.

 

 

 

 

Таблица 25

 

 

 

 

Рис. 156. Установка рычагов стеклоочистителя:
1 — стеклоочиститель; 2 -— рычаг стеклоочистителя; 3, 4 — тяги; 5, 6, 7 — рычаги осей щеток; 8 — гайка

 

 

 

Ремонт

У стеклоочистителя после разборки осматриваются якорь, электрощетки, контактная система механизма останова и червячное колесо редуктора. При износе зубьев колеса оно заменяется новым. Контакты механизма останова зачищаются. Электрощетки при износе заменяются новыми. Якорь осматривается и при необходимости коллектор протачивается и шлифуется.
При монтаже стеклоочистителя на автомобиль после ремонта или при установке нового стеклоочистителя следует устанавливать рычажную систему так, как показано на рис. 156, т. е. вытянутыми в одну линию. Несоблюдение этого правила приведет к нарушению работы стеклоочистителя или выходу его из строя.

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..