СИСТЕМА СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-64227, MA3-54322
Устройство
В систему входят указатели поворота, сигналы торможения, опознавательный
знак автопоезда и аппаратура для их включения. Схемы включения изделий
световой сигнализации показаны на рис. 147 и 148.
На автомобилях установлен электронный прерыватель 7 (см. рис. 147)
указателей поворотов. Особенностью этого прерывателя является наличие
отдельных цепей для управления миганием и контролем за работой
указателей поворотов тягача и полуприцепа.
Питание на прерыватель указателей поворотов подается от предохранителя
по красному проводу на штекерную колодку выключателя 3 аварийной
сигнализации и через его постоян-
но замкнутые контакты возвращается снова на штекерную колодку и по
серому проводу поступает на штекерную колодку прерывателя 7, на клемму «
+ ». Далее рабочий ток попадает на « + » электронного элемента и выходит
из него на «—» через штекерную колодку и черный провод. Электронный
элемент задает определенную частоту и длительность мигающего сигнала и
посылает его на обмотку главного реле Рг, которая подключена к
электронному элементу. Постоянно разомкнутые контакты реле Рг начинают
включаться с заданной частотой, и этот сигнал поступает с контактов реле
Рг на клемму П штекерной колодки, с нее по коричневому проводу на
выключатель аварийной сигнализации, по другому коричневому проводу на
штекерную колодку комбинированного подрулевого переключателя II. При
включении левого поворота питание подается на штекерную колодку, е нее
по зеленому проводу на клемму «ЛБ» (левый борт) прерывателя 7, С клеммы
«ЛБ» рабочий ток проходит двумя путями:
на обмотку реле Рт (реле тягача),
на обмотку реле РП (реле полуприцепа).
Обе обмотки намотаны толстым проводом и являются силовыми. С обмоток
этих реле рабочий ток поступает на клеммы «ЛТ» (левый поворот тягача) и
«ЛП» (левый поворот полуприцепа) .
С клеммы «ЛТ» ток поступает по желтому проводу на штекерный соединитель
Л'Г и с него по желтому проводу на левый боковой повторитель тягача и
одновременно с клеммы «ЛТ» по желтым проводам на штекерные соединители
II и XIII и через них к переднему и заднему
левым указателям поворота тягача. С клеммы «ЛП»
рабочий ток поступает по красному проводу на штекерные соединители II и
XI и через них на клемму II штепсельной вилки электрокабеля питания
основных потребителей полуприцепа.
Таким образом, цепи тягача и полуприцепа выполнены отдельно, и рабочий
ток их ламп проходит соответственно через обмотки РТ и Рп, что
заставляет работать постоянно разомкнутые контакты реле Рт и Рп с той же
частотой, что и главное реле Рг.
Одновременно с описанным питанием подается с клеммы «-)-» штекерной
колодки прерывателя 7 на контакты реле Рт и Рп и через них выходит на
клеммы «КТ» (контрольная лампа тягача) и «КП» (контрольная лампа
полуприцепа). С клеммы «КТ» по голубому проводу и с клеммы «КП» по
розовому прерывистый сигнал с реле Рт и Рп подается на контрольные
лампы, установленные в блоке 6 контрольных и сигнальных ламп. Рабочий
ток проходит через контрольные лампы тягача и полуприцепа, и они
начинают мигать, сигнализируя об исправности основных ламп,
установленных в фонарях.
Если в фонарях полуприцепа лампы перегорят, то не будет рабочего тока
через обмотку реле Рп, и контакты реле останутся разомкнутыми.
Контрольная лампа поворотов полуприцепа гореть не будет.
При перегорании любой из трех ламп тягача (передняя, задняя или боковая)
контрольная лампа поворотов тягача также гаснет. Таким образом, с
помощью контрольных ламп осуществляется контроль исправности ламп,
установленных на тягаче и полуприцепе.
По описанному выше принципу работы указателей поворотов левого борта
тягача и полуприцепа по схеме рис. 147 можно проследить аналогичную
работу сигналов поворотов правого борта.
При аварийной ситуации на дороге или неисправности автопоезда водитель
имеет возможность включать одновременно все указатели поворотов тягача и
полуприцепа с помошью выключателя 3 (см. рис. 147) аварийной
сигнализации. При этом все указатели поворотов работают в мигающем
режиме. Включение производится следующим образом. Вытягивается на себя
рукоятка выключателя 3. При этом рабочий ток поступает с предохранителя
№ 5 по белому проводу на контакты выключателя аварийной сигнализации,
которые при включении замыкаются и рабочий ток проходит на штекерную
колодку и на серый провод питания прерывателя указателей поворотов.
Прерыватель работает в описанном выше режиме и выдает прерывистый сигнал
через контакты главного реле Рг на клемму «П» прерывателя. С нее рабочий
ток по коричневому проводу подается на выключатель аварийной
сигнализации, через
замкнутые контакты которого попадает на контрольную
лампу; лампа мигает. Одновременно ток подается на розовый и зеленый
провода штекерной колодки выключателя 3 аварийной сигнализации, которые
выходят соответственно на штекеры ПБ и ЛБ штекерной колодки прерывателя
7.
С этих клемм осуществляется выход рабочего тока не на две обмотки Рт и
Рп, как при включении указателей поворотов, а на все четыре. С этих
обмоток ток поступает на рабочие лампы указателей поворотов левого и
правого бортов тягача и полуприцепа, как было описано выше. При
выключении выключателя 3 вся система выключается.
На автомобилях установлены четыре выключателя, используемые в тормозной
системе для включения сигналов торможения. Это обусловлено тем, что на
автомобилях имеется ряд тормозных систем: рабочая, стояночная,
вспомогательная, запасная. Каждый из выключателей установлен в
определенной магистрали тормозных систем и работает на одни и те же
лампы сигналов торможения тягача и полуприцепа.
Рис. 148. Схема включения сигналов торможения:
выключатели сигналов торможения: 1— стояночного тормоза;
2—вспомогательного тормоза; 3— притормаживания полуприцепа; 4— при
разгерметизации тормозной системы полуприцепа; 5—основной; в —
замок-выключатель приборов и стартера; 7 — прерыватель; 8 — реле
стартера; 9 — реле Р1 блокировки выключателя массы; 10— реле Р2
выключения сигналов торможения; II -реле Р4 включения фонарей заднего
хода; 12 — реле Р7 включения ЭПК системы притормаживания полуприцепов;
13 — блок контрольных и сигнальных ламп; 14, 16 — задние фонари; 15 —
штепсельная вилка питания полуприцепа; I, III, XI, XIII, XIV —
штекерные соединители
Включатели 2, 3 к 5 (см. рис. 148) включаются при подаче в них воздуха.
Выключатели
I и 4 являются датчиками падения давления (ММ124Б), работают в тормозной
системе под
давлением воздуха, вследствие чего контакты их разомкнуты. Когда воздух
из датчиков выпускается, происходит включение нх контактов. При нажатии
на педаль тормоза основных тормозов включается выключатель 5,
выполненный с постоянно разомкнутыми контактами (ММ125), при торможении
в него подается сжатый воздух и включает его контакты.
При включении вспомогательного тормоза тягача сжатый воздух подается на
выключатель
2 сигналов торможения, также выполненный с постоянно разомкнутыми
контактами (ММ125). При подаче воздуха происходит включение контактов.
При снижении давления воздуха в магистрали питания полуприцепа, что
может быть при нарушении герметичности системы, при обрыве ее элементов
или обрыве полуприцепа, также происходит включение контактов выключателя
4. Этот выключатель-датчик (ММ124Б) замыкает контакты при снижении
давления в системе. Все три выключателя 2, 4 и 5 сблокированы на
штекерных соединителях 1 к 111 в одну цепь и красным проводом связаны со
штекером на блоке контрольных и снгнальиых ламп.
Включают сигналы торможения эти три выключателя следующим образом.
Напряжение подается от предохранителя № 9 к клемме
30 реле Р2 включения сигналов торможения, а также к клемме 85 этого же
реле. Пройдя обмотку реле, рабочий ток с клеммы 86 поступает на клемму
блока 13 контрольных сигнальных ламп и с него через штекерные
соединители I и III на выключатели 2, 4 и
5. При срабатывании любого из этих трех включателей происходит замыкание
контактов 30 и 87 реле Р2 и ток подается по серым проводам на штекерные
соединители III, XI, XIII и XIV и с них на лампы сигналов торможения, а
также на клемму I штепсельной вилки 15 соединительного электрокабеля
питания основных потребителей полуприцепа.
При включении вспомогательного тормоза вместе с выключателем 2
срабатывает выключатель 3. При подаче сжатого воздуха контакты
выключателей замыкаются и включают на массу обмотку реле Р7. Рабочий ток
от предохранителя № 11 подается на клеммы 30 и 5 реле В7, через обмотку
реле на клемму 86, на штекерный соединитель III и по черному проводу к
выключателю 3. Реле Р7 замыкает контакты штекеров 30 и 87 и по
фиолетовому проводу рабочий ток подается на штекерные соединители
III и XI и на клемму III штепсельной вилки электрокабеля питания
основных потребителей полуприцепа, и на электропневмоклапан, управляющий
системой притормаживания полуприцепа. Таким образом, при включении
вспомогательного тормоза тягача происходит одновременнное
притормаживание полуприцепа и включение сигналов торможения как на
тягаче, так и на полуприцепе.
Выключатель 1 сигналов торможения (ММ124Б) включает последние при
установке автомобиля на стояночный тормоз. Он находится под давлением, и
его контакты разомкнуты. При включении тормоза воздух выпускается из
тормозных камер и выключателя и его контакты замыкаются. Рабочий ток
проходит от предохранителя 12 по серому проводу на клемму «+»
прерывателя (см. рис. 148) контрольной лампы стояночного тормоза, через
замкнутые контакты прерывателя, обмотку для нагрева
термобиметаллического элемента и выходит на клемму « —», с которой по
коричневому проводу подается на штекерной соединитель блока 13
контрольных и сигнальных ламп. Далее ток идет по коричневому проводу
через соединитель I на выключатель 1. При включенном выключателе 1
контрольная лампа загорается. Рабочий ток, проходящий по этой цепи,
нагревает термобиметаллический элемент прерывателя 7, и контакты его
размыкаются. После охлаждения элемента контакты прерывателя замыкаются и
цикл повторяется, контрольная лампа мигает.
Одновременно при включении стояночного тормоза рабочий ток поступает от
предохранителя №9 к клеммам 85 и 30 реле Р2, через обмотку реле на
штекер 86 и далее к клемме блока 3 контрольных и сигнальных ламп, с
которого через разделительный диод попадает на штекерную колодку блока и
по коричневому проводу к соединителю 1 и выключателю 1. Реле замкнет
контакты штекеров 30 и 87. Рабочий ток по серому проводу попадает на
соединители III, XI. XIII и XIV и через клемму
I штепсельной вилки электрокабеля питания основных потребителей
полуприцепа включаются сигналы торможения тягача и полуприцепа.
Техническое обслуживание световой сигнализации автомобилей МАЗ-64227, MA3-54322
При эксплуатации автомобилей необходимо следить за чистотой
рассеивателей указателей поворотов и сигналов торможения, протирая их
ветошью. Резиновые защитные чехлы на включателях и датчиках должны
сидеть плотно, предохраняя их от попадания внутрь влаги. Возможные
неисправности системы световой сигнализации и способы их устранения
рассмотрены в табл. 21.
Изделия электрооборудования системы световой сигнализации не
ремонтируются, так как выполняются неразборными. При выходе из строя их
необходимо заменять новыми.