Система смазки двигателя (рис. 14) смешанная — под давлением и
разбрызгиванием. Под давлением смазываются коренные и шатунные
подшипники, поршневые пальцы, подшипники
распределительного вала, втулки коромысел, в гулки
толкателей, наконечники штанг толкателем, подшипники масляного насоса и
его привода; разбрызгиванием смазываются зеркало гильз цилиндров,
кулачки распределительного вала, шестерни приводов агрегатов и
подшипники качения.
Рис. 14. Схема системы смазки
Масляный насос двигателей ЯМЗ-238ПМ и ЯМЗ-238ФМ
(рис. 15). Шестеренного типа, установлен на
передней крышке коренного подшипника и приводится во вращение от
шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню; состоит из двух
секций — основной и радиаторной.
Основная (нагнетательная) секция насоса подает масло в основную масляную
магистраль через последовательно включенный фильтр грубой очистки 14
(см. рис. 14). В корпусе фильтра грубой очистки установлен перепускной
клапан 12 (рис. 16), который при разности давлений до и после фильтра,
равной 1,8- 2,3 кгс/см2 (при загрязнении элемента фильтра), открывается
и часть неочищенного масла, минуя фильтр, поступает в масляную
магистраль. К моменту начала открытия перепускного клапана 12 произойдет
замыкание контактов сигнализатора; в этот момент в кабинете загорается
сигнальная лампочка. После фильтра масло поступает в центральный
масляный канал, а оттуда по каналам в блоке цилиндров к подшипникам
коленчатого и распределительного валов. От подшипников коленчатого вала
через систему каналов в коленчатом валу и шатунах масло подается к
подшипникам верхних головок шатунов. От распределительного вала масло
пульсирующим потоком направляется в канал оси толкателей и оттуда по
каналам в толкателях, по полым штангам и сверлениям коромысел — ко всем
трущимся парам привода клапанов Из центрального масляного канала по
наружной трубке масло поступает к подшипникам турбокомпрессора через
дополнительный фильтр тонкой очистки (рис. 17).
После фильтра грубой очистки параллельно основной
масляной магистрали включен центробежный фильтр тонкой очистки масла 1
(см. рис. 14), который пропускает до 10% масла, проходящего через
систему смазки. Очищенное масло сливается в поддон.
Нагнетательная секция масляного насоса снабжена редукционным клапаном 10
(см. рис. 14), перепускающим масло в поддон при давлении
на выходе из насоса более 7—8 кгс/см2.
В корпусе радиаторной секции насоса установлен предохранительный клапан
5, отрегулированный на давление 0,8—1,2 кгс/см°. Для стабилизации
давления в систему смазки включен дифференциальный клапан 6.
отрегулированный на начало открытия при 5,2—5,4 кгс/см2.