Техническое обслуживание кабины автомобилей МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобили МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516 (Высоцкий М.С.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

Техническое обслуживание кабины автомобилей МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516



В процессе эксплуатации автомобиля и обслуживания кабины соблюдать следующее:

не оставлять открытыми двери кабины при ее опрокидывании (неприкрытая дверь при опрокидывании кабины может самопроизвольно открыться, что влечет за собой поломку осей петель двери и обрыв ограничителя открывания);

следить за уплотнением дверных проемов. Резиновые уплотнители при закрытых дверях должны плотно прилегать к проему и не иметь разрывов. В случае отрыва уплотнитель приклеивать клеем № 88Н, предварительно очистив и обезжирив склеиваемые поверхности авиационным бензином. На склеиваемые поверхности наносить клей в два слоя. Второй слой наносят через 10—12 мин после первого. Двери после проклеивания уплотнителей некоторое время не следует закрывать во избежание нарушения пленки клея и отставания уплотнителей (примерно 8—12 ч). Систематически следить за креплением дверей к стойкам и при ослаблении крепления подтягивать болтовые соединения петель дверей;

при поднятой кабине с целью соблюдения техники безопасности фиксировать положение упора-ограничителя 2 (см. рис. 120) защелкой:

пружины опрокидывания кабины в гаражных условиях снимать и устанавливать при помощи приспособления, соблюдая при этом условия безопасности работы.

Долговечность деталей запорного механизма во многом зависит от правильного положения резиновых подушек (см. рис. 121) на балке задней опоры кабины. В случае нарушения плотного прилегания резиновых подушек 4 к кронштейнам 3 в результате износа необходимо ослабить их крепление и, перемещая подушки в соответствующие стороны, восстановить нужное положение, после чего опять затянуть крепление. Рекомендуется ось 14 периодически смазывать смазкой УТВ.

 

Обойма 13 должна располагаться в средней части балки 12, точно посредине между опорами подушек 4. Если возникает необходимость сместить обойму, чтобы обеспечить правильное сочленение с запорным механизмом, то это необходимо выполнять перемещением балки 12 на кронштейнах рамы.

Положение обоймы на балке должно быть таким, чтобы при опускании кабины не происходило задевание пластин 11 механизма за пластины обоймы, а в опущенном положении обеспечивался гарантированный зазор не менее 1 мм между пластиной 11 и одной из пластин обоймы 13 и параллельность между ними в пределах 1 мм на участке 45 мм.

В процессе эксплуатации необходимо следить за исправностью запорного механизма, его привода и страхового устройства. Обслуживание сводится к периодической подтяжке крепления, проверке шплинтования деталей, работоспособности пружин механизма и ограничителя.

Следует своевременно выполнять необходимый ремонт или замену деталей механизма и страхового устройства при значительном их износе.

Необходимо обращать особое внимание на надежность затяжки болтового соединения 19 (в месте крепления троса к балке кабины), гарантирующего надежность работы дублирующего страхового устройства.

 

 

 

Ремонт

Наиболее частыми неисправностями кабины и оперения являются трещины, царапины, вмятины, повреждение краски, износ обивки и повреждение арматуры.

Устранение вмятин и царапин. Вмятины и глубокие царапины на металлических панелях кабины и деталях оперения устраняют правкой.

Вмятины, не имеющие резких перегибов и вытяжки металла, устраняют при помощи поддержек и деревянных или резиновых молотков. Глубокие царапины и вмятины устраняют выколоткой с последующей рихтовкой поврежденной поверхности. Выколоткой восстанавливают первоначальную форму детали, а рихтовкой окончательно выравнивают поверхность.

Мелкие неровности, которые не поддаются рихтовке, выравнивают, заполняя их припоями или порошковой пластмассой. При использовании припоя ремонтируемый участок тщательно зачищают и облуживают паяльной пастой (не рекомендуется применять соляную кислоту), после чего наносят припой (ПОС-18, ПОС-30 или др.). Затем опаянный участок выравнивают рашпилем для зачистки поверхностей и шлифуют наждачной бумагой, подготавливая для последующей грунтовки и окраски.

При применении пластмассы поврежденный участок обрабатывают крупнозернистой шкуркой для получения шероховатой

поверхности, затем наносят термостойкую пластмассу ТПЧ-37 до заполнения всех неровное гей, одновременно уплотняя иезастыв-ший слой пластмассы стальным валком. Пластмассу наносят с помощью установки для газопламенного напыления (УПН-4У или УПН-6У). Выровненную поверхность после затвердения пластмассы зачищают и шлифуют.

Значительные трещины и пробоины на панелях кабин после выравнивания заваривают, используя металлические подкладки. Для выполнения сварочных работ применяют газовую сварку, устанавливая горелку с наконечником № 1 при работе с металлом толщиной до 1 мм и с наконечником № 2 при работе с металлом толщиной 1—3 мм.


Окраска кабины. Кабину и оперение автомобилей окрашивают высококачественными меламиноалкидными эмалями МЛ-12 горячей сушки.

Основными цветами, принятыми на заводе, являются бирюзовый (МЛ-12 № 29), голубой (МЛ-12 № 40) и коралловый (МЛ-12 No 95).

Кузова автомобилей окрашивают соответствующими эмалями МЧ-145.

При тщательном уходе за автомобилем и умелой езде, исключающей механические повреждения окрашенных поверхностей кабины и кузова, они длительное время сохраняют прочность и хороший вид окраски.

Уход заключается в своевременной мойке автомобиля, а также наблюдении за появляющимися очагами коррозии и в своевременном их устранении.

Автомобиль следует мыть сразу после поездки, пока не засохла грязь. Засохшую грязь надо смывать осторожно. Соскабливание или оттирание грязи приводит к порче краски. Не рекомендуется мыть автомобиль при температуре ниже 0°С или выезжать с мокрым кузовом, так как при замерзании воды могут появиться трещины на краске. Не рекомендуется также автомобиль мыть горячей водой, от которой разрушается краска.


Устранение повреждений краски. При эксплуатации автомобилей на отдельных окрашенных участках вследствие механических повреждений или других причин появляются нарушения краски в виде царапин, отслаивания эмалевой пленки, сколов и т. п. Указанные повреждения способствуют появлению коррозионных очагов и ухудшают внешний вид автомобиля. Появившиеся повреждения пленки (особенно с разрушением пленки до металла) рекомендуется устранять как можно быстрее.

На поврежденных участках предварительно выравнивают вмятины и царапины, удаляют очаги коррозии путем зачистки и ручного шлифования, сглаживая закраины наждачной шкуркой (№ 60, 80 или 100). Отшлифованную поверхность промывают водой, протирают чистой ветошью и дают ей высохнуть. После суш-

ки на указанную поверхность наносят слой глифталевого грунта № 138 или водорастворимого грунта и сушат в течение 1 ч при температуре 80—90°С. При наличии неровностей поврежденный участок шпатлюют быстросохнущей алкидностирольной шпатлевкой № АС-395-1 или нитрошпатлевкой АШ-30. Шпатлевку наносят металлическим гибким шпателем или резиновым бруском. Высушенный зашпатлеванный участок шлифуют водоупорной шкуркой № 280—320 с водой, протирают насухо и сушат на воздухе.

Подготовленную поверхность окрашивают в два слоя синтетической эмалью MJI-12 соответствующего цвета, предварительно подобрав оттенок эмали под цвет поверхности кабины путем добавления эмалей других цветов. Чтобы избежать резкого выделения границы подкрашиваемого участка, необходимо уменьшить попадание на нее эмали, а также следует тотчас после подкраски до применения горячей сушки покрыть опыленную поверхность растворителем, состоящим из смеси ксилона или сольвента со скипидаром в соотношении 7:1. После проведения указанных операций необходима искусственная сушка в течение 1 ч при температуре 120—130°С.

Хорошие результаты дает подкраска с применением краскораспылителя; поэтому для нанесения лакокрасочных материалов рекомендуется применять краскораспыливающий пистолет, питаемый сжатым воздухом. При нанесении лакокрасочных материалов методом распыления сжатый воздух должен быть очищен от примесей воды и минеральных масел, так как минеральное масло, попав па краску, способствует отслаиванию пленки и образованию пятен, а вода вызывает лобеление пленки и образование пузырей.

Окрасочные работы выполнять в помещении с температурой не ниже 17°С и относительной влажностью воздуха не более 70%. Не допускается наличие пыли, так как пыль, осаждаясь иа пленке, портит ее внешний вид и снижает прочность. Пользуясь краскораспылителем, следует избегать попадания краски на места, сохранившие хорошую окраску, стекла и резиновые уплотнители стекол и дверей, хромированные детали и т. п. С этой целью места, прилегающие к участку подкраски, закрывают бумагой, картоном или фанерой. Для закрепления бумаги применяют клейкую или изоляционную ленту или медицинский пластырь. Хромированные детали можно покрывать тонким слоем технического вазелина или солидола.

Вследствие тяжелых условий при эксплуатации защитные поверхности надколесных кожухов быстро разрушаются. Для защиты кожухов от коррозии их следует периодически промазывать битумными мастиками № 579, 580 и 112, предварительно промыв и хорошо просушив поверхности. Мастику № 579 наносят на поверхность вручную (рукавицей), а мастику № 580 и 112 — распылителем или кистью.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..