Оборудование кабины автомобилей МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516
Сиденья и спальные принадлежности. Кабины транспортных автомобилей
оборудованы тремя сиденьями. В качестве амортизирующих элементов в
подушках и спинках сидений применена формованная губчатая резина и
резиновые ремни; поверх формованной губки наложен технический войлок.
Спинки и подушки обшиты паровлагонепроннцаемым кожзаменителем —
автополом.
Сиденье водителя и боковое сиденье пассажира — подрессоренного типа, с
наличием гидравлического амортизатора (рис. 122).
Характерным отличием конструкции является наличие
механизма подрессоривания, который включает пластинчатый торсион
10 и телескопический гидроамортизатор 8.
Закруткой торсиона 10 через систему рычагов 4 обеспечивается
подпружинивание остова 2 сиденья и закрепленных на нем подушки 3 и
спинки 5.
Колебания и резкие толчки, передаваемые на кабину во время движения
автомобиля, смягчаются торсионом и гасятся за счет трения в рычажном
механизме и гидроамортизаторе.
В конструкции предусмотрена возможность изменения упругих качеств
системы подрессоривания в зависимости от веса водителя. Это достигается
путем увеличения или уменьшения закрутки торсиона, которая выполняется с
помощью рукоятки 6. Вращение рукоятки по часовой стрелке обеспечивает
закрутку торсиона, что вызывает увеличение упругих свойств сиденья, и,
наоборот, при вращении рукоятки против часовой стрелки происходит
уменьшение упругости.
Следует иметь в виду, что только при правильном подборе упругости
сиденья в зависимости от веса водителя достигается максимальный эффект
комфорта.
Правильность регулировки проверяется субъективно
водителем при движении автомобиля.
Сиденье водителя имеет механизм салазкового типа на шариках для
регулировки в продольном направлении. Положение сиденья фиксируется при
помощи ручки, расположенной слева от подушки. По высоте сиденье
регулируется перестановкой крепежных болтов в соответствующие отверстия
в подставке. Оптимальный угол наклона спинки сиденья устанавливается
перемещением фиксирующей рукоятки, расположенной на левой стороне нижней
части спинки.
Боковое сиденье пассажира в транспортных автомобилях имеет удлиненную
спинку, которая может откидываться и фиксироваться в удобном для езды
положении. Сиденье имеет подлокотники, что в сочетании с откидной
спинкой создает хорошие условия для отдыха пассажиров или
водителя-сменщика. Кроме того, в кабине этих автомобилей установлено
дополнительное полумягкое сиденье для пассажира.
Для отдыха водителей в кабине имеется специальное место за спинками
сидений, оборудованное мягким матрацем, и подвесной гамак (по требованию
заказчика), который удобно и легко монтируется на передних и задних
стойках дверного проема над сиденьями.
Система отопления (рис. 123) включает в себя отопитель 1,
водоподводящие 5 и отводящие 10 шланги и детали арматуры
(краник, тройники, крепящие скобки и т. п.).
Рис. 123. Схема системы отопления и вентиляции
кабины и обдува ветрового стекла
Теплоносителем для отопителя служит жидкость
системы охлаждения двигателя. Вентилятор 3 приводится в действие
электродвигателем 2, сблокированным с ним на одной оси. Горячая
охлаждающая жидкость для отопителя забирается от правого водоотводящего
трубопровода двигателя и по шлангам 5 подается в верхний радиатор 4,
который последовательно соединен шлангом с нижним радиатором. Отводящий
шланг 10 соединяет нижний радиатор с подводящим патрубком водяного
насоса двигателя. В самой нижней точке подводящего шланга 5 установлен
сливной кран 11 для
слива охлаждающей жидкости из системы подводящих
шлангов в случае длительных стоянок при неработающем двигателе (во
избежание замерзания).
При включении отопителя соблюдать следующий порядок. При минусовых
температурах окружающего воздуха перед заливкой охлаждающей жидкости в
систему охлаждения двигателя краны 8 на правом водоотводящем
трубопроводе двигателя 9 и подводящем патрубке водяного насоса должны
быть перекрыты. Таким образом, система отопления окажется закрытой для
доступа не-прогретой жидкости. Открывать запорные краны можно только при
работающем двигателе после того, как температура жидкости в двигателе
достигнет не менее 75°С. При этом открыть пробку радиатора, увеличить
число оборотов коленчатого вала двигателя до 1000—1200 в минуту и дать
ему проработать на этом режиме в течение не менее 3 мин. Эти условия
выполнять обязательно, так как в противном случае охлаждающая жидкость в
системе отопления может замерзнуть из-за воздушных пробок в системе,
образующихся при пуске отопителя.
Первым следует открывать кран подводящего шланга отопителя на
водоотводящем трубопроводе двигателя. После пуска отопителя долить
жидкость в радиатор двигателя, закрыть пробку и лишь затем включить
электродвигатель отопителя и привести автомобиль в движение. При сливе
жидкости из системы охлаждения двигателя открыть сливной кран 11 для
слива воды из подводящего шланга 5; после этого кабину опустить во
избежание замерзания воды в промежуточном соединительном шланге
отопителя.
В отдельных случаях, когда нет уверенности в полном сливе жидкости из
системы отопления, ее рекомендуется дополнительно продуть воздухом.
Зимой следует применять жидкости, замерзающие при низкой температуре,
например жидкость марки 40 и 65 (ГОСТ 159—52). Для успешной работы
отопителя следить за исправным состоянием термостатов двигателя, пробки
радиатора и не допускать пробуксовывания ремня водяного насоса. Зимой
при кратковременных остановках число оборотов холостого хода двигателя
поддерживать не менее 800—1000 в минуту.
Система вентиляции кабины включает люки 7 в крышке кабины,
поворотные и опускные стекла дверей кабины, вентиляторы отопителя, а
также дополнительный вентилятор, который устанавливается по требованию
заказчика. Вентиляционные люки в крышке открываются при вращении
рукояток 6.
Принадлежности кабины. Для обзора дороги сзади и погрузочных
площадок с обеих сторон кабины установлены наружные зеркала. Положение
зеркал регулируется.
Для очистки ветровых стекол имеются два электрических стеклоочистителя.
В кабине установлены два противосолнечиых козырька. К принадлежностям,
создающим удобство работы, отно-сятся подлокотники в сочетании с
пепельницей, поручни на передних стойках, вешалки для одежды, вещевой
ящик, вмонтированный в панель приборов, и инструментальный (сзади
водительского сиденья) ящик для мелкого инструмента и запасных частей,
коврики пола, плафон освещения и т. п. На транспортных автомобилях по
требованию заказчика может быть установлен двухдиапазонный
широковещательный радиоприемник.
Двери кабины имеют опускные и поворотные стекла-форточки. Подъем стекол
дверей и надежная их фиксация в поднятом положении осуществляются
двухрычажным стеклоподъемником. Стеклоподъемники имеют тормозной
механизм барабанного типа с пружиной. Двери оборудованы замками,
открывающимися как снаружи, так и изнутри кабины. Левая дверь может быть
заперта снаружи ключом. Расположение органов управления автомобилем и
контрольно-измерительных приборов приведено на рис. 124.
Рис. 124. Органы управления (а) и панель
контрольно-измерительных приборов (б):
1 — рычаг переключения передач: 2 — пе-
даль управления подачи топлива; 3 — педаль ножного тормоза; 4 — педаль
выключения сцепления; 5 — ножной переключатель света; 6 — кнопка
омывателя ветрового стекла; 7 — переключатель датчиков указателя уровня
топлива; 8 — включатель плафонов освещения двигателя; 9 — переключатель
указателей поворотов; 10 — рулевое колесо; 11 — кнопка звукового
сигнала; 12 — рукоятка ручного тормоза: 13 — кольцо
цепочки управления шторкой радиатора; 14 — рукоятка останова двигателя и
включения моторного тормоза; 15 — включатель отопителя кабины; 16 —
указатель давления воздуха в тормозных камерах; 17 — указатель уровня
топлива; 18 — указатель давления в воздушных баллонах; 19 — спидометр;
20 — указатель давления масла; 21 — амперметр для контроля зарядки
батарей; 22 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 23 —
включатель электрических цепей и стартера; 24 — центральный
переключатель света; 25 — включатель противотуманных фар; 26 —
включатель вентилятора кабины; 27 и 28 — включатели стеклоочистителей;
29 — фонарь контрольной лампы указателей поворота
Антикоррозионная защита и термошумоизоляция
кузова. В целях продления срока службы кабина в сборе с дверьми
подвергается стойкой антикоррозионной обработке — бондаризации с
последующей грунтовкой всех поверхностей методом окунания.
Для увеличения стойкости антикоррозионного покрытия и предохранения его
от механических повреждений, а также для создания термошумоизоляции
нижняя часть надколесной арки кабины и внутренние поверхности крыльев
покрыты ровным слоем мастики № 580 методом пульверизации.
Аналогичным образом мастикой покрыты щиток передней
части автомобиля, пол кабины, внутренние поверхности наружных панелей
двери, внутренние поверхности панелей боковин и крыши.
Для улучшения термошумоизоляции щиток передней части автомобиля и пол
кабины под ковриком, а также вертикальная и горизонтальная панели
спального места оклеены вафельным картоном. На внутренней части кожуха
двигателя в целях резкого снижения шума в кабине наклеен полиуретановый
поропласт толщиной 25 мм.
На наружной части кожуха двигателя и на надколесные арки наклеены чехлы
из автобима.