содержание ..
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59 60
..
Техническое обслуживание и регулировка тормозов автомобилей МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516
Обслуживание тормозов колес заключается в их периодическом осмотре и
очистке, проверке креплений, смазке втулок разжимных кулаков и червячной
передачи регулировочного рычага в соответствии с картой смазки.
При осмотре автомобиля проверить действие тормозной педали, которая
должна после нажатия легко возвращаться в исходное положение, а также
состояние фрикционных тормозных накладок. Нельзя допускать износа
накладок до головок заклепок; замасленные накладки промыть бензином.
Проверить состояние сальниковых уплотнений подшипников колес и резиновых
уплотнительных колец в кронштейнах. Обратить внимание на надежность
затяжки оси колодок переднего тормоза, крепления суппорта и тормозных
камер, легкость вращения разжимных кулаков во втулках, отсутствие
ослабления или поломки стяжных пружин. Обнаруженные неисправности
следует устранить.
При ТО-2 или при недостаточно эффективном торможении автомобиля
независимо от пробега проверить и отрегулировать тормоза.
Регулировке переднего колесного тормоза должна предшествовать
регулировка подшипников ступиц колес. Зазор между накладками и барабаном
регулируют на холодных тормозах.
Нормальная величина зазора между накладками и барабаном должна быть
равна 0,4 мм. Этот зазор соответствует ходу штоков тормозных камер в
пределах 25—35 мм.
Увеличение длины хода штока тормозных камер указывает на увеличение
зазоров между накладкой и тормозным барабаном. При этом время на
устранение зазора увеличивается, скорость срабатывания тормозов
уменьшается и увеличивается тормозной путь. При увеличении хода штоков
до 40 мм тормоза должны быть отрегулированы. Разница в ходе штоков
тормозных камер на каждой осп не должна превышать 5 мм.
Регулировать колесные тормоза в следующей последовательности:
поднять домкратом одно колесо автомобиля; ключом
поворачивать за квадратную головку червяк регулировочного рычага
разжимного кулака до тех пор, пока не начнется прихватывание тормозного
барабана при вращении колеса;
повернуть червяк в обратном направлении на три щелчка, что соответствует
ходу штока тормозной камеры в пределах 25—35 мм.
Величину хода штоков тормозных камер можно проверить, заметив на линейке
отметку, соответствующую начальному положению центра соединительного
пальца штока относительно кронштейна и положению пальца при полностью
выжатой педали тормоза (давление при этом в пневматической системе
автомобиля должно быть 6—7 кГ/см2).
При каждом ТО-1 проверять и при необходимости регулировать свободный ход
педали тормоза. При правильно отрегулированном приводе тормозного крана
ход педали до загорания лампочки «стоп-сигнала» должен быть 50—60 мм.
Рис. 98. Схема привода тормозов автомобилей
МАЗ-500А и МАЗ-504А:
1 — передний колесный тормоз; 2 — компрессор; 3 — трубопровод подачи
воздуха в компрессор; 4 — регулятор давления воздуха; 5 —
предохранительный клапан; 6 — горизонтальная тяга привода тормозного
крана; 7 — вертикальная тяга привода тормозного крана; 5 — кран отбора
воздуха; 9 — педаль ножного тормоза; 10 — возвратная пружина; 11 —
указатель давления воздуха в тормозных камерах; 12 — указатель давления
воздуха в пневматическом приводе тормозов; 13 — воздушный баллон; 14 —
тормозной кран; 15 — тормозная камера; 16 — воздухопровод подвода
воздуха к тормозному крану; 17 — задний колесный тормоз; 18 —
воздухопровод для подачи воздуха к тормозным камерам задних колес; 19 —
канал подачи воздуха к тормозному крану; 20 — канал для выпуска воздуха
из крана; 21 — воздухопроводы подачи воздуха к тормозным камерам
передних колес; 22 — воздухопровод подачи воздуха к прицепу; 23 —
разобщительный кран; 24 — соединительная головка
Если ход педали тормоза больше или меньше указанной
величины, отрегулировать его изменением длины вертикальной тяги 7 (рис.
98) или горизонтальной тяги 6. Удобнее всего регулировать изменением
длины вертикальной тяги в следующем порядке: отсоединить вилку
вертикальной тяги 7 от рычага; уменьшить длину тяги 7 (для уменьшения
свободного хода педали), навертывая нижнюю вилку или ввертывая тягу в
верхнюю вилку;
подсоединить вилку тяги к рычагу и проверить свободный ход педали.
В случае необходимости регулировку повторить. Если вертикальная тяга 7
на всю длину резьбовой части ввернута в нижнюю вилку, то регулировать
следует изменением длины горизонтальной тяги 6 в следующем порядке:
отсоединить вилки тяг 7 и 6 от двуплечего рычага; уменьшить длину тяги 6
(для уменьшения свободного хода педали) с помощью вилок;
подсоединить вилку горизонтальной тяги 6, а затем внлку вертикальной
тяги 7 к двуплечему рычагу и проверить свободный ход педали.
Регулировать свободный ход педали можно, также изменяя одновременно
длину тяг 7 и 6.
Основные неисправности ножного тормоза и способы их устранения приведены
в табл. 12.
Таблица 12
содержание ..
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59 60
..
|