Автомобили МАЗ оборудованы двумя системами тормозов, действующих
независимо один от другого: ножной с пневматическим приводом,
действующий на все колеса автомобиля, и ручной, действующий на
трансмиссию. Кроме того, имеется моторный тормоз, предназначенный для
притормаживания автомобиля на затяжных спусках. Рабочим тормозом при
движении автомобиля является ножной; ручной тормоз предназначен для
торможения автомобиля на стоянке и только в крайнем случае может быть
использован в движении, например при отказе системы управления ножным
тормозом. Пневматическая система обеспечивает автоматическое приведение
в действие тормозов прицепа, если последний снабжен тормозами с
пневматическим приводом.
На автомобиле МАЗ-500А установлены два воздушных баллона емкостью по 23
л каждый.
1.
НОЖНОЙ ТОРМОЗ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516
Управление ножным тормозом осуществляется от педали, шарнирно
закрепленной в кронштейне на переднем щите в кабине. Системой тяг
тормозная педаль связана с тормозным краном. Тормозной кран пропускает в
тормозные камеры воздух, давление которого пропорционально нажатию на
тормозную педаль. Поступающий в тормозные камеры воздух передает
соответствующие усилия на рычаги разжимных кулаков колодок колесных
тормозов, вызывая торможение колес. Колесные тормоза—барабанного типа, с
двумя внутренними разжимными колодками.
Устройство тормоза задних колес показано на рис. 97. Устройство тормозов
передних колес в основном не отличается от задних.
Тормозной барабан 9, отлитый из серого чугуна, центрируют и крепят
болтами к фланцу ступицы заднего колеса. Обе колодки 5
опираются на общую ось 11, а на другом конце
колодок имеются ролики 4, опирающиеся на головку разжимного кулака 3.
Колодки стянуты вверху и внизу пружинами 8 и 10, вследствие чего они
всегда прижаты к оси вращения и к головке разжимного кулака. На шлицевом
конце вала разжимного кулака установлен регулировочный рычаг 16, который
имеет червяк 18 и червячную шестерню 17, помещенные внутри корпуса
рычага. Вал червяка зафиксирован в корпусе от произвольного вращения, а
выступающий конец его имеет лыски под ключ. Вращая вал червяка, вращают
разжимный кулак и тем самым разводят колодки на желаемую величину и
регулируют зазор между колодками и барабаном. На противоположном конце
вала червяка имеется фиксатор 19, состоящий из шарика, шайбы с
цилиндрическими углублениями и пружины. При вращении вала червяка с ним
вращается и шайба, сжимая при этом пружину. При этом ощущаются щелчки
фиксатора.
При торможении автомобиля перемещение штока 22 тормозной камеры приводит
к перемещению регулировочного рычага 16
и вызывает поворот разжимного кулака 3, головка
которого спиральной поверхностью через ролики 4 раздвигает концы колодок
и прижимает их к тормозному барабану 9.
Наличие больших зазоров и необходимость регулировки тормозов определяют
по ходу штоков тормозных камер, который не должен превышать 40 мм.
Тормозные колодки и барабаны защищены от попадания грязи штампованными
щитками, имеющими по контуру отгибку, которая входит в канавку на торце
обода тормозного барабана. Со стороны подшипников ступиц колес тормоза
защищены сальниковыми уплотнениями. В кронштейнах разжимных кулаков
также установлены резиновые уплотнительные кольца.