Техническое обслуживание гидроусилителя и регулировка зазоров в шаровых пальцах автомобилей МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобили МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516 (Высоцкий М.С.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

Техническое обслуживание гидроусилителя и регулировка зазоров в шаровых пальцах автомобилей МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516


Техническое обслуживание. При эксплуатации автомобиля систематически проверять крепление гидроусилителя к кронштейну рамы автомобиля, крепление шкива насоса гидроусилителя и периодически подтягивать гайки шаровых пальцев распределителя.
При каждом техническом обслуживании проверять натяжение ремня привода насоса. Натяжение ремня регулируют с помощью винта 15 (рис. 96, б). При правильном натяжении прогиб в средней части ремня под усилием 4 кГ должен быть в пределах 10—15 мм. После регулировки винт законтрить гайкой 16.

Регулярно, в сроки, указанные в карте смазки, проверять уровень масла в бачке насоса гидроусилителя, менять масло в системе гидроусилителя и промывать фильтр бачка.

Ежедневно проверять герметичность соединений и уплотнений гидроусилителя, насоса, трубопроводов и шлангов системы.

Для системы гидроусилителя рулевого управления применять только чистое отфильтрованное масло, указанное в карте смазки. Заливать масло в бачок насоса на 10—15 мм ниже верхней кромки бачка через воронку с двойной мелкой сеткой. При заливке масла нельзя взбалтывать или перемешивать его в посуде.

Применение загрязненного масла вызывает быстрый износ деталей насоса, распределителя и силового цилиндра гидроусилителя.

При проверке уровня масла в бачке насоса при каждом техническом обслуживании (ТО-1) передние колеса автомобиля должны быть установлены прямо.

При каждом ТО-2 вынуть фильтр из бачка и промыть. При значительном засорении фильтра отвердевшими отложениями промыть его растворителем, применяемым при окраске автомобилей. Перед снятием фильтра крышку бачка тщательно очистить от грязи.

При смене масла, которая проводится 2 раза в год (при сезонном обслуживании), поднять переднюю ось автомобиля так, чтобы колеса не касались земли.

Для слива масла из системы необходимо: отсоединить бачок и, сняв крышку, слить масло; отсоединить от распределителя трубопроводы нагнетательной и сливной магистрали и слить через них масло из насоса;

медленно поворачивая рулевое колесо влево и вправо до упора, слить масло из силового цилиндра.

После слива масла промыть бачок гидроусилителя, для чего: вынуть из бачка фильтр, промыть его, как указывалось выше; тщательно протереть бачок изнутри, удалив из него остатки загрязненного масла;

установить промытый фильтр в бачок;

залить в бачок через воронку с двойной мелкой сеткой свежее масло и подождать, пока оно сольется через трубопроводы.

При заливке свежего масла обеспечить полное удаление воздуха из системы. Для этого необходимо:

долить масло в бачок до нужного уровня и не трогать систему около двух минут;

пустить двигатель и дать ему поработать на малых оборотах в течение двух минут;

медленно повернуть рулевое колесо 2 раза до упора вправо и влево, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха в бачке. При необходимости долить масло до указанного выше уровня; установить на место крышку бачка и детали ее крепления;

повернуть колеса вправо и влево, проверив легкость управления и отсутствие утечек масла.

Зазоры в шаровых пальцах проверять при работающем двигателе при каждом ТО-1 резким повертыванием рулевого колеса вправо и влево.

В шарнире продольной рулевой тяги люфта не должно быть. В шарнире рулевой сошки при неработающем двигателе люфт должен быть не более 4 мм, а при работающем —до 2 мм.

 

 

Регулировка зазоров в шаровых пальцах гидроусилителя. Появление зазоров в шаровых пальцах существенным образом сказывается на общем люфте рулевого управления. Чаще всего зазор увеличивается в шаровом пальце 9 (см. рис. 94), к которому подсоединена продольная тяга, так как через этот шаровой палец передается значительно большее усилие, чем через шаровой палец рулевой сошки.

Для регулировки зазоров в шаровых пальцах гидроусилитель частично разобрать. Поэтому лучше всего регулировку выполнять на гидроусилителе, снятом с автомобиля.

Порядок регулировки следующий.

Регулировка зазора в шарнире продольной тяг и:

снять трубопроводы;

зажать гидроусилитель в тиски и ослабить контргайку крепления цилиндра;

вывернуть корпус шарниров из цилиндра;

закрепить корпус шарниров в тисках, ослабить стопорный винт в гайке 7 (см.рис. 94);

завернуть гайку 7 до упора, после чего надежно затянуть стопорный винт;

собрать корпус шаровых пальцев с цилиндром. Затянуть до конца и отвернуть до положения, позволяющего подсоединить трубопроводы.

Регулировка зазора в шарнире рулевой сошки: закрепить гидроусилитель в тисках;

снять крышку 12 распределителя, расшплинтовать и отвернуть гайку;

отвернуть болты крепления корпуса золотника и снять корпус вместе с золотником;

вывернуть стопорный винт пробки 29;

завернуть пробку 29 до упора и отвернуть назад до совпадения отверстия под стопорный винт с ближайшей прорезью стакана 36; завернуть стопорный винт до упора; установить и закрепить корпус золотника;

вставить золотник в гнездо корпуса, поставить пробку 32 золотника, затянуть гайку до упора, отвернуть на 1/12 оборота и зашплинтовать ее;

установить и закрепить крышку 12 и трубопроводы; установить гидроусилитель на автомобиль.

Возможные неисправности рулевого управления и способы их устранения приведены в табл. 11.

 

Таблица 11

 

 

Недостаточное или неравномерное усиление
Недостаточное натяжение ремня привода насоса Пониженный уровень масла в бачке насоса гидроусилителя Вспенивание масла в бачке, наличие воздуха в гидросистеме
Отрегулировать натяжение ремня Долить масло

Удалить воздух из системы. Если воздух не удаляется, проверить затяжку всех соединений
Полное отсутствие усиления при различных оборотах коленчатого вала

двигателя
Засорение нагнетательной и сливной магистрали гидросистемы
Разобрать магистрали и проверить проходимость входящих в них трубопроводов и шлангов
Отсутствует усиление при повороте в одну сторону
Заедание золотника распределителя гидроусилителя рулевого управления Заедание стакана шаровых пальцев гидроусилителя Люфт в соединении золотника со стаканом шарового пальца рулевой сошки
Разобрать распределитель, найти и устранить причину заеданий Разобрать гидроусилитель и устранить причину заедания стакана Снять переднюю крышку распределителя, устранить люфт, подтягивая гайку до выбора зазора между гайкой и золотником, а затем зашплинтовать

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..