Техническое обслуживание гидроусилителя и
регулировка зазоров в шаровых пальцах автомобилей МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516
Техническое обслуживание. При эксплуатации автомобиля систематически
проверять крепление гидроусилителя к кронштейну рамы автомобиля,
крепление шкива насоса гидроусилителя и периодически подтягивать гайки
шаровых пальцев распределителя.
При каждом техническом обслуживании проверять натяжение ремня привода
насоса. Натяжение ремня регулируют с помощью винта 15 (рис. 96, б). При
правильном натяжении прогиб в средней части ремня под усилием 4 кГ
должен быть в пределах 10—15 мм. После регулировки винт законтрить
гайкой 16.
Регулярно, в сроки, указанные в карте смазки, проверять уровень масла в
бачке насоса гидроусилителя, менять масло в системе гидроусилителя и
промывать фильтр бачка.
Ежедневно проверять герметичность соединений и уплотнений
гидроусилителя, насоса, трубопроводов и шлангов системы.
Для системы гидроусилителя рулевого управления применять только чистое
отфильтрованное масло, указанное в карте смазки. Заливать масло в бачок
насоса на 10—15 мм ниже верхней кромки бачка через воронку с двойной
мелкой сеткой. При заливке масла нельзя взбалтывать или перемешивать его
в посуде.
Применение загрязненного масла вызывает быстрый износ деталей насоса,
распределителя и силового цилиндра гидроусилителя.
При проверке уровня масла в бачке насоса при каждом техническом
обслуживании (ТО-1) передние колеса автомобиля должны быть установлены
прямо.
При каждом ТО-2 вынуть фильтр из бачка и промыть. При значительном
засорении фильтра отвердевшими отложениями промыть его растворителем,
применяемым при окраске автомобилей. Перед снятием фильтра крышку бачка
тщательно очистить от грязи.
При смене масла, которая проводится 2 раза в год (при сезонном
обслуживании), поднять переднюю ось автомобиля так, чтобы колеса не
касались земли.
Для слива масла из системы необходимо: отсоединить бачок и, сняв крышку,
слить масло; отсоединить от распределителя трубопроводы нагнетательной и
сливной магистрали и слить через них масло из насоса;
медленно поворачивая рулевое колесо влево и вправо до упора, слить масло
из силового цилиндра.
После слива масла промыть бачок гидроусилителя, для чего: вынуть из
бачка фильтр, промыть его, как указывалось выше; тщательно протереть
бачок изнутри, удалив из него остатки загрязненного масла;
установить промытый фильтр в бачок;
залить в бачок через воронку с двойной мелкой сеткой свежее масло и
подождать, пока оно сольется через трубопроводы.
При заливке свежего масла обеспечить полное удаление воздуха из системы.
Для этого необходимо:
долить масло в бачок до нужного уровня и не трогать систему около двух
минут;
пустить двигатель и дать ему поработать на малых оборотах в течение двух
минут;
медленно повернуть рулевое колесо 2 раза до упора
вправо и влево, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха в бачке.
При необходимости долить масло до указанного выше уровня; установить на
место крышку бачка и детали ее крепления;
повернуть колеса вправо и влево, проверив легкость управления и
отсутствие утечек масла.
Зазоры в шаровых пальцах проверять при работающем двигателе при каждом
ТО-1 резким повертыванием рулевого колеса вправо и влево.
В шарнире продольной рулевой тяги люфта не должно быть. В шарнире
рулевой сошки при неработающем двигателе люфт должен быть не более 4 мм,
а при работающем —до 2 мм.
Регулировка зазоров в шаровых пальцах
гидроусилителя. Появление зазоров в шаровых пальцах существенным
образом сказывается на общем люфте рулевого управления. Чаще всего зазор
увеличивается в шаровом пальце 9 (см. рис. 94), к которому подсоединена
продольная тяга, так как через этот шаровой палец передается значительно
большее усилие, чем через шаровой палец рулевой сошки.
Для регулировки зазоров в шаровых пальцах гидроусилитель частично
разобрать. Поэтому лучше всего регулировку выполнять на гидроусилителе,
снятом с автомобиля.
Порядок регулировки следующий.
Регулировка зазора в шарнире продольной тяг и:
снять трубопроводы;
зажать гидроусилитель в тиски и ослабить контргайку крепления цилиндра;
вывернуть корпус шарниров из цилиндра;
закрепить корпус шарниров в тисках, ослабить стопорный винт в гайке 7
(см.рис. 94);
завернуть гайку 7 до упора, после чего надежно затянуть стопорный винт;
собрать корпус шаровых пальцев с цилиндром. Затянуть до конца и
отвернуть до положения, позволяющего подсоединить трубопроводы.
Регулировка зазора в шарнире рулевой сошки: закрепить гидроусилитель в
тисках;
снять крышку 12 распределителя, расшплинтовать и отвернуть гайку;
отвернуть болты крепления корпуса золотника и снять корпус вместе с
золотником;
вывернуть стопорный винт пробки 29;
завернуть пробку 29 до упора и отвернуть назад до совпадения отверстия
под стопорный винт с ближайшей прорезью стакана 36; завернуть стопорный
винт до упора; установить и закрепить корпус золотника;
вставить золотник в гнездо корпуса, поставить
пробку 32 золотника, затянуть гайку до упора, отвернуть на 1/12 оборота
и зашплинтовать ее;
установить и закрепить крышку 12 и трубопроводы; установить
гидроусилитель на автомобиль.
Возможные неисправности рулевого управления и способы их устранения
приведены в табл. 11.
Таблица 11
Недостаточное или неравномерное
усиление
Недостаточное натяжение ремня привода насоса Пониженный уровень масла в
бачке насоса гидроусилителя Вспенивание масла в бачке, наличие воздуха в
гидросистеме
Отрегулировать натяжение ремня Долить масло
Удалить воздух из системы. Если воздух не удаляется, проверить затяжку
всех соединений
Полное отсутствие усиления при различных оборотах коленчатого вала
двигателя
Засорение нагнетательной и сливной магистрали гидросистемы
Разобрать магистрали и проверить проходимость входящих в них
трубопроводов и шлангов
Отсутствует усиление при повороте в одну сторону
Заедание золотника распределителя гидроусилителя рулевого управления
Заедание стакана шаровых пальцев гидроусилителя Люфт в соединении
золотника со стаканом шарового пальца рулевой сошки
Разобрать распределитель, найти и устранить причину заеданий Разобрать
гидроусилитель и устранить причину заедания стакана Снять переднюю
крышку распределителя, устранить люфт, подтягивая гайку до выбора зазора
между гайкой и золотником, а затем зашплинтовать