ГИДРОУСИЛИТЕЛЬ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516
Устройство и работа
Гидроусилитель (рис. 94) представляет собой агрегат, состоящий из
распределителя и силового цилиндра в сборе. В гидросистему усилителя
входит шестеренчатый насос НШ-10Е, установленный на двигателе
автомобиля, бачок для масла и трубопроводы.
Распределитель состоит из корпуса 13 и золотника
30. Цапфы золотника уплотнены резиновыми кольцами круглого сечения —
одна непосредственно в корпусе, другая в пробке 32, вставленной в корпус
и закрытой крышкой 12.
На внутренней поверхности корпуса золотника имеются три кольцевые
канавки. Крайние из них сообщены каналом между собой и с нагнетательной
магистралью насоса, средняя — через сливную магистраль с бачком насоса.
На поверхности золотника имеются две кольцевые канавки, сообщенные
соединительными каналами 34 с замкнутыми объемами, называемыми
реактивными камерами.
Корпус золотника прикреплен к фланцу корпуса 6 шарниров. В корпусе 6
размещены два шаровых пальца —10, к которому закреплена рулевая сошка, и
9, соединенный с продольной рулевой тягой. Оба пальца зажаты между
сферическими сухарями пробкой
29 и регулировочной гайкой 7 посредством пружин.
Затяжка сухарей ограничивается толкателями 8. От попадания грязи внутрь
шарниры предохранены резиновыми уплотнителями, закрепленными на кожухе
хомутами.
Пальцы в определенных пределах могут поворачиваться в сухарях, которые
удерживаются от вращения штифтами 19, входящими в пазы сухарей.
Палец 10 рулевой сошки закреплен в стакане 36, который может
перемещаться в корпусе 6 в осевом направлении в пределах 4 мм. Это
перемещение ограничивается буртиком пробки 29, завернутой в стакан.
Буртик в крайних положениях упирается в торец корпуса 13 распределителя
и в торец корпуса 6 шаровых шарниров. Вместе со стаканом 36 перемещается
и золотник 30, так как он связан с ним жестко при помощи болта и гайки.
Силовой цилиндр 1 соединен с другим концом корпуса 6 шарниров при помощи
резьбового соединения и законтрен гайкой. В цилиндре перемещается
поршень 4, связанный гайкой со штоком 2. Поршень уплотнен двумя
чугунными кольцами. Полость цилиндра закрыта с одной стороны пробкой 5,
уплотненной резиновым кольцом, с другой — крышкой 21, уплотненной таким
же кольцом и запертой стопорным кольцом и шайбой, к которой крышка
подтянута болтами. Шток уплотнен в крышке резиновым кольцом, защищенным
грязесъемником. Наружная часть штока защищена от загрязнения резиновым
гофрированным чехлом. На конце штока при помощи резьбового соединения
закреплена головка 24, в которой размещены резиновая и стальная втулки.
Резиновая втулка заперта с торцов буртиком стальной втулки и гайкой.
Полость силового цилиндра разделена поршнем на две части: подпоршневую и
надпоршневую. Эти полости соединены трубопроводами 15 и 17 с каналами в
корпусе распределителя, которые заканчиваются каналами, выходящими в
полость корпуса между кольцевыми проточками.
Подпоршневая и надпоршневая полости силового цилиндра могут соединяться
между собой через обратный клапан 35, состоящий из шарика и пружины,
поджатой пробкой.
Работает гидроусилитель следующим образом (рис. 95). При работающем
двигателе автомобиля насос 11 непрерывно подает в гидроусилитель 14
масло, которое в зависимости от направления движения автомобиля либо
возвращается обратно в бачок 10, либо подается в одну из рабочих
полостей (А или Б) силового цилиндра 8 через трубопроводы 5 и 6. Другая
полость при этом соединена через сливную магистраль 12 с бачком 10.
Давление масла через каналы 3 в золотнике 2 всегда передается в
реактивные камеры 1 и стремится установить золотник в нейтральное по
отношению к корпусу положение.
При прямолинейном движении автомобиля (рис. 95, а) масло подается
насосом по нагнетательному шлангу 13 в крайние кольцевые полости 20
распределителя, а оттуда через зазоры между
кромками канавок золотника и корпуса — в среднюю
кольцевую полость 21 и далее по сливной магистрали 12 в бачок 10.
При повороте рулевого колеса влево (рис. 95, б) и вправо (рис. 95, в)
рулевая сошка 19 через шаровой палец 18 перемещает золотник в сторону от
нейтрального положения. При этом нагнетательная 20 и сливная 21 полости
в корпусе золотника разобщаются и жидкость начинает поступать в
соответствующую полость силового цилиндра, перемещая цилиндр 8
относительно поршня 7, закрепленного на штоке 15. Движение цилиндра
передается управляемым колесам через шаровой палец 17 и связанную с ним
продольную рулевую тягу 16.
Если прекратить вращение рулевого колеса 9, золотник останавливается, а
корпус надвигается на него, устанавливаясь в нейтральное положение.
Начинается слив масла в бачок, и поворот колес прекращается.
Гидроусилитель обладает высокой чувствительностью. Для поворота колес
автомобиля необходимо перемещение золотника на 0,4—0,6 мм.
С повышением сопротивления повороту колес увеличивается и давление масла
в рабочей полости силового цилиндра. Это давление передается в
реактивные камеры и стремится установить золотник в нейтральное
положение.
Вследствие усиливающего эффекта гидроусилителя
усилие на рулевом колесе в начале поворота колес не превышает 5 кГ, а
наибольшее усилие — около 20 кГ.
В системе гидроусилителя имеется предохранительный клапан, установленный
на силовом цилиндре. Клапан отрегулирован на заводе на давление в
системе 80—90 кГ/см3. Регулировка клапана в автохозяйствах запрещается.
Следует иметь в виду, что допускается лишь кратковременная работа
рулевого управления при неработающем усилителе, гак как при этом
значительно возрастает усилие на рулевом колесе и увеличивается его
свободный ход. Скорость движения автомобиля с неработающим усилителем не
должна превышать 20 км/ч.
Насос гидроусилителя рулевого управления шестеренчатого типа НШ-10Е
(рис. 96) установлен на левой стороне двигателя и приводится в действие
от коленчатого вала двигателя посредством клинового ремня. Бачок для
рабочей жидкости установлен на рамке радиатора.