Техническое обслуживание коробки передач автомобилей МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516
Техническое обслуживание коробки передач заключается в периодической
проверке уровня масла и смене его в картере в соответствии с указаниями
в карте смазки. Масло в картер коробки передач заливают до уровня
контрольной пробки.
Сливать масло следует горячим через оба спускных отверстия. В поддоне
картера имеется перегородка, поэтому через одно отверстие вылить все
масло невозможно. После слива масла снять
крышку в нижней части картера, в которой помещается
масло-приемник масляного насоса с магнитом, тщательно промыть их и
установить на место. При этом следует обращать внимание на то, чтобы не
перекрыть масляную магистраль крышкой или ее прокладкой.
Для промывки коробки передач рекомендуется использовать 2,5—3 л
веретенного масла (ГОСТ 1707—61). При нейтральном положении рычага
управления коробкой передач на 7—8 мин пускают двигатель, затем его
останавливают, веретенное масло сливают и заполняют коробку передач
маслом, предусмотренным картой смазки.
Так как в коробке передач имеется масляный насос, категорически
запрещается промывать коробку передач керосином или дизельным топливом,
потому что недостаточное разрежение на всасывании может привести к
отказу его в работе.
Следует помнить, что масляный насос приводится в действие от
промежуточного вала коробки передач. Поэтому при неработающем двигателе
масляный насос не подает смазку к подшипникам шестерен ведомого вала и
на конусные поверхности синхронизаторов. Это особенно важно знать при
буксировке автомобиля с неработающим двигателем. В случае буксировки
двигателя необходимо выключить сцепление и включить IV (прямую) передачу
в коробке или отсоединить последнюю от трансмиссии, в противном случае
возможны задиры поверхностей скольжения и износ колец синхронизаторов.
Необходимо также проверять надежность крепления верхней крышки к картеру
коробки передач и механизма управления к верхней крышке.
Регулировка привода коробки передач. В процессе эксплуатации автомобиля
может возникнуть необходимость в регулировке привода коробки передач при
различных признаках неисправности. Так, если не включаются IV и V
передачи, а остальные включаются, то необходимо следующее:
нанести метки совмещения на тягу 10 (см. рис. 68) и наконечник 8;
отпустить стяжные болты 9 наконечника тяги и повернуть наконечник 8 на
тяге против часовой стрелки (если смотреть по ходу автомобиля) на 4-—5°,
что соответствует смещению одной метки относительно другой около 1 мм;
затянуть стяжные болты 9 и проверить включение передач.
При необходимости дополнительно повернуть наконечник тяги.
Если не включаются I передача и задний ход, а остальные передачи
включаются, то порядок регулировки аналогичен описанному выше, за
исключением того, что наконечник 8 следует поворачивать по часовой
стрелке (если смотреть по ходу автомобиля).
При касании рукоятки рычага 1 панели приборов или кожуха кабины провести
следующую регулировку:
установить рычаг 1 в нейтральное положение;
отсоединить наконечник тяги 10 от серьги 7 и
убедиться в том, что рычаг 2 находится в нейтральном положении. Вилка
должна находиться в вертикальном положении, и при угловом покачивании
должно ощущаться сопротивление вращению;
зафиксировать поперечный валик 13 промежуточного
механизма управления стопорным болтом 12, завертывая его до упора в
коническое отверстие на валике;
с помощью наконечника 8, предварительно ослабив стяжные болты 9,
отрегулировать тягу 10 по длине так, чтобы палец 6 входил в отверстие
вилки наконечника 8 и серьги 7 свободно, без дополнительных перемещений
для совпадения отверстий, и соединить наконечник с серьгой, затянуть
стяжные болты наконечника;
отвернуть стопорный болт 12 на пять оборотов и законтрить гайкой.
Примечание. После частичной разборки привод коробки передач регулируют
аналогично описанному выше способу.
Возможные неисправности коробки передач и способы их устранения
приведены в табл. 5.