МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516. Техническое
обслуживание сцепления ЯМЗ-236К и регулировка его привода
Техническое обслуживание сцепления заключается в периодической его
проверке, смазке привода и выжимного подшипника в соответствии с картой
смазки. Периодически требуется следить за затяжкой болтов крепления
картера сцепления к картеру маховика. Момент затяжки должен составлять
8—10 кГм. Болты затягивать равномерно, последовательно, крест-накрест.
После затяжки болты застопорить отгибанием усиков стопорных пластин на
грани головок болтов.
Регулировка сцепления и его привода. В эксплуатации предусмотрены
следующие регулировки сцепления и его привода: регулировка величины
отхода среднего ведущего диска для обеспечения необходимых зазоров между
рабочими поверхностями сцепления при его выключении;
регулировка зазора между торцом крышки корпуса клапана и регулировочной
гайкой (см. рис. 63);
регулировка свободного хода педали сцепления.
При регулировке величины отхода среднего ведущего диска необходимо:
снять крышки 18 и 23 (см. рис. 62) люков картера сцепления и картера
маховика;
при включенном сцеплении установить рычаг коробки передач в нейтральное
положение;
проворачивая маховик, ввернуть до упора в средний ведущий диск 26 все
четыре регулировочных винта 3, отвернув предварительно контргайки 2;
проворачивая маховик, отвернуть все регулировочные винты на один оборот
и законтрить контргайками. Во избежание нарушения отрегулированного
зазора контргайки затягивать при зафиксированном винте без значительных
усилий.
Эта регулировка создает зазор 1 мм между регулировочными винтами и
средним ведущим диском, за счет которого обеспечиваются гарантированные
зазоры между ведомыми дисками и поверхностями трения маховика, среднего
ведущего и нажимного дисков при выключении сцепления.
Зазор между торцом задней крышки корпуса клапана и регулировочной гайкой
должен быть равен 3,5+0>2 мм (см. рис. 63). Этот зазор проверять через
одно ТО-2. Для регулировки данного зазора необходимо, ослабив
контргайку, с помощью регулировочной гайки 18 установить указанный зазор
и затянуть контргайку.
Свободный ход педали сцепления, который должен составлять 34—43 мм,
проверяют линейкой при спущенном из пневмосистемы воздухе (при каждом
ТО-1).
Прежде чем приступить к регулировке свободного хода педали сцепления,
необходимо убедиться, что зазор между задней
крышкой корпуса клапана и регулировочной гайкой
находится в пределах 3,5+0'2 мм.
Регулировку свободного хода педали сцепления выполнять в следующей
последовательности:
отсоединить двуплечий рычаг 21 от вилки 20 штока клапана и вилки 25
штока цилиндра;
отвести поршень цилиндра в крайнее нижнее положение, а нижний конец
двуплечего рычага 21 назад до упора. При этом положении рычага отверстия
вилки штока цилиндра и рычага должны быть примерно наполовину не
совмещены. В случае отклонения отверстий на большую или меньшую величину
необходимо вращением штока 26 в вилке довести несовмещение отверстий до
указанной величины;
соединить рычаг с вилкой штока цилиндра, а вилку штока клапана с рычагом
при крайнем нижнем положении поршня цилиндра. При этом расстояние между
отверстиями вилок 11 и 20 регулируют вращением вилок-
Если по мере износа фрикционных накладок ведомых дисков сцепления
возможность укорачивания и уменьшения расстояния между вилками штока 26
цилиндра будет исчерпана, смять двуплечий рычаг 21 с вала вилки
выключения сцепления, переставить его на один шлиц против часовой
стрелки и отрегулировать в описанном выше порядке.
Возможные неисправности сцепления, его привода и способы их устранения
приведены в табл. 4.