ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516
Минский автомобильный завод, специализирующийся на производстве
автомобилей большой грузоподъемности, начиная с 1965 г. перешел на
выпуск новых транспортных и специализированных автомобилей семейства
МАЗ-500 взамен автомобилей МАЗ-200 и его модификаций.
В результате дальнейшего совершенствования конструкции автомобилей завод
в конце 1970 г. начал выпуск модернизированных автомобилей семейства
МАЗ-500А. Новые автомобили МАЗ обладают высокими технико-экономическими
показателями и отвечают требованиям, предъявляемым к современному
грузовому автомобилю. Признанием совершенства конструкции и высокой
надежности новых автомобилей МАЗ явилось присвоение государственного
Знака качества автомобилям МАЗ-500А и МАЗ-504А.
К числу транспортных автомобилей нового семейства относятся:
МАЗ-500А (рис. 1) — двухосный автомобиль с приводом на заднюю ось и
бортовой платформой;
МАЗ-516 (рис. 2) —трехосный автомобиль с приводом только на среднюю ось
и бортовой платформой. Автомобиль МАЗ-516 оборудован механизмом для
вывешивания дополнительной оси при движении без груза, вследствие чего
уменьшаются сопротивление качению, износ шин, расход топлива и
увеличивается сцепной вес. Механизм включает в себя гидравлическое
устройство с пневматическим управлением из кабины водителя и устройство
для крепления дополнительной оси в вывешенном состоянии;
МАЗ-504А (рис. 3) —двухосный автомобиль-тягач с приводом на заднюю ось.
Кабина автомобилей семейства МАЗ-500А, как и у автомобилей семейства
МАЗ-500, опрокидывающаяся и расположена над двигателем. Такая компоновка
автомобиля позволила по сравнению с автомобилями семейства МАЗ-200
значительно повысить
грузоподъемность вследствие рационального распределения нагрузки между
осями, уменьшить базу и общую длину автомобиля, а грузовую платформу
увеличить. Креме того, переднее расположение кабины обеспечивает хорошую
обзорность дороги с места водителя, а опрокидывание кабины вперед дает
максимально возможный доступ ко всем системам и механизмам двигателя,
электрооборудования, рулевого управления и передней оси.
Особое внимание в конструкции автомобилей уделено
облегчению управления и технического обслуживания, повышению
комфортабельности и улучшению условий для работы водителя.
В просторной цельнометаллической кабине, кроме водителя, могут свободно
располагаться два пассажира. Для отдыха водителя за спинками сидений
оборудовано спальное место с мягким матрацем. Приятный интерьер кабины с
мягкими тонами обивки, хорошая термошумоизоляция от отсека двигателя,
наличие радиоприемника, регулируемое мягкое подрессоренное сиденье
водителя снижают утомляемость водителя и создают хорошие условия для
работы.
Хорошие тягово-динамические качества новых автомобилей достигнуты за
счет установки четырехтактного дизельного 6-цилиндрового двигателя
ЯМЭ-236 мощностью 180 л. с. с V-образным расположением цилиндров.
Двигатель ЯМЗ обладает высокой экономичностью, износостойкостью и
хорошими пусковыми качествами.
Электропусковая система двигателя обеспечивает его надежный пуск без
применения подогрева при температуре минус 5°С. На автомобилях семейства
МАЗ-500А устанавливается двухдисковое сцепление и коробка передач с
удачно подобранными передаточными числами трансмиссии, которые
обеспечили более высокую среднюю эксплуатационную скорость движения, что
является важным фактором повышения производительности.
Для облегчения выключения сцепления в конструкцию его привода введен
пневматический усилитель.
Особенностью конструкции заднего моста является наличие колесных передач
в ступицах задних колес и центрального редуктора. Такая конструкция
моста обеспечила высокую прочность всех его деталей, повышенный дорожный
просвет, возможность получения различных передаточных чисел заднего
моста в зависимости от типа применяемого автомобиля за счет установки
сменных цилиндрических шестерен колесной передачи с разными числами
зубьев при сохранении межцентрового расстояния между шестернями.
Передняя ось имеет увеличенную размерность шкворневой группы и
подшипников колес. На автомобилях установлены бездисковые колеса,
отличающиеся более простым креплением и высокой долговечностью.
Рессоры автомобилей семейства МАЗ-500А изготовлены из листов различной
толщины, что в сочетании с современными теле-скопическими амортизаторами
передней подвески значительно повысило комфортабельность автомобиля.
Рулевое управление новых автомобилей обеспечивает легкость и удобство
управления. Это достигается за счет применения перекатывающихся шариков
в паре винт — гайка рулевого механизма, эффективного гидравлического
усилителя рулевого управления и телескопической рулевой колонки с удобно
расположенным рулевым колесом.
В шарнирах карданных валов установлены подшипники увеличенной
размерности.
На автомобилях применена эффективная тормозная система, обеспечивающая
надежное торможение автомобиля вследствие установки нового компрессора,
имеющего большую производительность, тормозных камер увеличенного объема
и введения опорных роликов в колодочном механизме для уменьшения трения.
Установка моторного тормоза на всех автомобилях МАЗ снижает
энергонагруженность рабочих тормозов и их износ, особенно в условиях
гористой местности. Ручной тормоз новой конструкции с двойным
самоусилением обеспечивает надежное удержание автомобиля на значительных
уклонах.
Особенностью системы электрооборудования является установка генератора
переменного тока повышенной мощности, обеспечивающего высокую
работоспособность аккумуляторных батарей и надежность в эксплуатации
всей системы электрооборудования.
Все это позволило у автомобилей семейства МАЗ-500А одновременно с
улучшением технических показателей (повышение грузоподъемности и
скорости движения) в 1,5 раза повысить долговечность в сравнении с
автомобилями семейства МАЗ-500.
Большая грузоподъемность новых автомобилей, высокая максимальная и
средняя скорости, экономичность и надежность, вы сокая степень
унификации всего семейства МАЗ-500А делает их высокопроизводительными и
удобными в эксплуатации транспортными средствами.