Уход за сцеплением и его регулировка автомобилей MA3-5335, МАЗ 5549, МАЗ-5429,
MA3-5430, МАЗ-504В
Уход за сцеплением заключается в периодической проверке сцепления,
промывке фильтра штока цилиндра, смазке привода и выжимного подшипника в
соответствии с картой смазки (см. табл. 10, стр. 209—231).
Периодически нужно следить за затяжкой болтов крепления картера
сцепления к картеру маховика.
Затягивать болты нужно равномерно, последовательно, крест-накрест. После
затяжки болты надо застопорить отгибанием усиков стопорных пластин на
грани головок болтов. В холодное время (ниже ОС) необходимо периодически
сливать конденсат из цилиндра усилителя сцепления, отвернув гайку шланга
цилиндра.
Прежде чем выполнять регулировку привода сцепления, необходимо
убедиться, что само сцепление отрегулировано в соответствии с указаниями
инструкции но эксплуатации двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238.
В эксплуатации встречаются два вида регулировки привода сцепления:
1) регулировка зазора между торцом крышки корпуса клапана и
регулировочной гайкой 18 (см. рис. 15);
2) регулировка свободного хода педали сцепления.
Зазор между торцом задней крышки корпуса клапана и регулировочной гайкой
должен быть 3,5±0,2 мм. В случае необходимости регулировки данного
зазора нужно, ослабив контргайку, с помощью регулировочной гайки 18
установить указанный зазор и затянуть контргайку.
Проверка свободного хода педали сцепления, который должен быть в
пределах 34—43 мм, производится с помощью линейки при спущенном воздухе
из пневмосистемы тягача и опущенной кабине.
Прежде чем приступить к регулировке свободного хода педали сцепления,
необходимо убедиться, что зазор между задней крышкой корпуса клапана и
регулировочной гайкой находится в пределах 3,5±0,2 мм.
Регулировку свободного хода педали сцепления необходимо производить в
такой последовательности:
1. Отсоединить рычаг 21 (рис. 15) от вилки 20 штока клапана и вилки 25
штока цилиндра.
2. Отвести поршень цилиндра в крайнее нижнее положение
3. Отвести нижний конец рычага 21 назад до упора. При этом несовмещение
отверстий вилки штока цилиндра и рычага должно быть не более величины
диаметра отверстия под палец, а несовмещение отверстий вилки штока
клапана и нижнего плеча рычага — на половину величины диаметра отверстия
под палец. В случае несовпадения отверстий на большую или меньшую
величину необходимо вращением штока 26 в вилке и вилки 20 на штоке
клапана довести несовмещение отверстий до указанной величины.
4. Отвести рычаг от упора и соединить с вилкой
штока клапана.
5. Соединить вилку штока цилиндра с верхним плечом рычага.
После этого проверить свободный ход педали. Если он превышает 43 мм или
меньше 34 мм, необходимо дополнительно произвести регулировку свободного
хода в вышеуказанной последовательности.
Если по мере износа фрикционных накладок ведомых дисков сцепления
возможность уменьшения расстояния между вилками
11 и 20 и укорачивания штока 26 цилиндра будет исчерпана, следует снять
рычаг 21 с вала вилки выключения сцепления, переставить его на один шлиц
против часовой стрелки и произвести регулировку в описанном выше
порядке.