Спидометр автомобилей MA3-5335, МАЗ 5549, МАЗ-5429,
MA3-5430, МАЗ-504В
На автомобилях МАЗ с целью повышения надежности и долговечности внедрен
бесконтактный электрический спидометр. Конструкция и схема соединений
спидометра показаны на рис. 82.
На вторичный вал коробки передач насажена трехзаходная червячная
шестерня 8У которая входит в зацепление с шестерней 9, выполненной
заодно с валиком. На хвостовике валика насажена прямозубая
цилиндрическая шестерня 7, находящаяся в зацеплении с шестерней 10
привода датчика спидометра. Эти шестерни являются сменными и в
зависимости от общего передаточного числа заднего моста и типа шин могут
иметь разное количество зубьев.
Привод спидометра оснащен датчиком 6 электроспидометра типа МЭ307,
который представляет собой трехфазный синхронный генератор переменного
тока с возбуждением от постоянного магнита, насаженного на ротор
датчика. Статорные обмотки датчика W1, W2, W3 соединены в звезду и
сдвинуты в пространстве друг относительно друга на 120°. Датчик
вырабатывает переменный трехфазный ток, частота которого зависит от
скорости вращения датчика. Этот переменный ток поступает через
штепсельный разъем и провода к указателю спидометра.
Датчик выполнен в герметичном исполнении. Для защиты от грязи
штепсельный разъем закрывается специальными резиновыми чехлами 12.
Указатель спидометра представляет собой прибор, в котором размещены
усилительный электронный блок 5, синхронный электродвигатель, скоростной
узел и счетный узел 4. Электронный блок смонтирован на печатной плате,
закрепленной на специальных приливах, и состоит из трех кремниевых
транзисторов Т1, Т2, Т3.
В коллекторные цепи транзисторов электронного блока включены статорные
обмотки W1, W2 и W3 трехфазного синхронного двигателя с ротором,
выполненным из магнитного сплава. Для защиты транзисторов от пробоя ЭДС
самоиндукции, возникающей и обмотках в момент закрытия транзисторов,
включены сопротивления.
Синусоидальная электродвижущая сила, наводящаяся в
датчике при вращении его ротора, создает трехфазный ток в цепи
транзисторов и, следовательно, в обмотках W1, W2 и W3 синхронного
электродвигателя. Этот ток создает вращающееся магнитное поле, которое
заставляет ротор электродвигателя вращаться синхронно с ротором датчика.
Ротор электродвигателя заканчивается осью, на которую насажен постоянный
магнит, вращающий через воздушный промежуток катушку, связанную со
стрелкой указателя. Внутри указателя имеется червячная передача от вала
магнита к счетному узлу. Кроме того, в корпусе имеется гнездо для
установки лампы подсветки шкалы приборов и гнездо с синим светофильтром
для установки контрольной лампы «Дальний свет».
Система электроспидометра питается от аккумуляторных батарей и защищена
предохранителем на 2 А.