Запорный механизм кабины автомобилей MA3-5335, МАЗ 5549, МАЗ-5429,
MA3-5430, МАЗ-504В
В задней части основания кабины крепится запорный
механизм (рис. 65).
Рис. 65
Задняя опора в виде изогнутой трубчатой балки 12 через кронштейны 15
крепится на раме автомобиля. На балке закреплены две резиновые подушки
4, которые ограничивают боковое раскачивание. кабины при движении
автомобиля. В передней части на балке закреплена обойма 13, состоящая из
двух пластин и оси 14.
Запорный механизм в виде отдельного узла закрепляется на задней балке
каркаса кабины. Состоит из двух пластин 11, называемых щеками, и
размещенных между ними захвата 9 и кулачка 10. Кулачок находится под
постоянным воздействием двух пружин 8. Замыкание запорного механизма
осуществляется автоматически без участия водителя при опускании кабины.
Необходимо только убедиться, что захват 9 находится в положении,
показанном на рис. 66, а, а рукоятка 1 — в нижнем положении, как это
показано на рис. 65. Опускаясь вместе с кабиной, запорный механизм
пазами в щеках 11 входит в контакт с осью 14, находящейся в неподвижном
положении на раме автомобиля. При этом происходит взаимное перемещение
захвата 9 и кулачка 10 из положения «Открыто» (рис. 66, а) в положение
«Закрыто» (рис. 66,б). Перемещение выполняется под воздействием оси 14.
Кабина опускается до тех пор, пока ось не упрется в конце паза в щеки
механизма. В этот момент кулачок 10 под действием пружин 8
поворачивается и в новом положении подпирает захват
9, препятствуя открытию механизма.
Для открытия механизма необходимо принудительно
вернуть кулачок 10 в первоначальное положение и освободить захват 9. Это
выполняется через систему привода при перемещении рукоятки 1 (рис. 65)
из нижнего положения в верхнее. Перемещение рукоятки вызывает
поворачивание ограничителя 2, который находится с ней на общей оси.
Поворот ограничителя 2 вызывает перемещение тяги 5, которая, в свою
очередь, поворачивает кулачок
10. В результате освобождается захват, раскрывается механизм и кабина
может свободно перемещаться, поворачиваясь на передних шарнирах. Следует
иметь в виду, что ограничитель 2 вместе с кронштейном 3 и пружиной 7
кроме функций привода выполняет роль основного страхового устройства.
Ограничитель 2 и кронштейн 3 воспрепятствуют самопроизвольному
опрокидыванию кабины на случай поломки основного запорного механизма.
Кроме основного страхового устройства предусмотрено дублирующее
страховое устройство (рис. 67), представляющее собой трос 4,
прикрепленный к балке кабины через зажим 3 посредством вкладыша 2 и
болтовых соединений 1. Петля троса надевается на кронштейн 15 (см. рис.
65). Перед открыванием кабины трос необходимо снять со штыря.
Рис. 66. Положение запорного механизма кабины:
а — в открытом состоянии; б — в закрытом состоянии (позиции те же, что и
на рис. 65).