Гидроусилитель рулевого управления автомобилей MA3-5335, МАЗ 5549, МАЗ-5429,
MA3-5430, МАЗ-504В
Гидроусилитель рулевого управления представляет собой агрегат, состоящий
из распределителя и силового цилиндра (рис. 36). Гидравлическая система
усилителя включает насос, установленный на двигателе автомобиля, бачок
для масла, трубопроводы и шланги.
Распределитель состоит из корпуса Д золотника 2, корпуса 4 шарниров со
стаканом 3, шаровыми пальцами 8 и 9.
Распределитель регулирует поток жидкости, поступающей из насоса в
силовой цилиндр. При работающем насосе жидкость постоянно циркулирует по
замкнутому кругу: насос — распределитель — бачок — насос.
рис. 36.
Силовой цилиндр гидроусилителя соединение корпусом
шарни ров распределителя с помощью резьбового соединения. В цилиндре
имеется поршень 6 со штоком, на конце которого расположена шарнирная
головка для крепления на рамс. Наружная часть штока защищена от
загрязнения гофрированным резиновым чехлом.
При работающем двигателе насос непрерывно подает в гидроусилитель масло,
которое в зависимости от направления движения автомобиля либо
возвращается в бачок, либо подается в одну из рабочих полостей силового
цилиндра 5. Другая полость при этом соединена через сливную магистраль
12 с бачком.
Давление масла через сверления в золотнике 2 всегда передается в
реактивные камеры и стремится установить золотник в нейтральное по
отношению к корпусу положение.
При прямолинейном движении автомобиля (положение /) масло подается
насосом по нагнетательной магистрали 13 в крайние кольцевые полости
распределителя, а оттуда через зазоры между кромками канавок золотника и
корпуса — в среднюю кольцевую полость и далее по сливной магистрали 12 в
бачок.
При повороте рулевого колеса сошка руля через шаровой палец 9 перемещает
золотник в сторону от нейтрального положения. При этом нагнетательная и
сливная полости в корпусе золотника разобщаются, и жидкость начинает
поступать в соответствующую полость силового цилиндра, производя
перемещение цилиндра относительно поршня. Движение цилиндра передается
управляемым колесом через шаровой палец 8 и связанную с ним продольную
рулевую тягу.
Если прекратить вращение рулевого колеса, золотник останавливается, а
корпус золотника надвигается на золотник и устанавливается в нейтральное
положение. Поворот управляемых колес автомобиля прекращается.
Гидравлический усилитель руля обладает высокой чувствительностью. Для
поворота колес автомобиля необходимо перемещение золотника всего от 0,4
до 0,6 мм. Давление в рабочей полости силового цилиндра увеличивается с
повышением сопротивления повороту колес. Одновременно увеличивается
давление в реактивной камере золотника. Под действием этого давления
золотник постоянно стремится вернуться в нейтральное положение.
Чем больше сопротивление повороту колес, тем больше усилие, с которым
золотник стремится вернуться в нейтральное положение, тем больше и
усилие на рулевом колесе.
Для возможности управления автомобилем при неработающем усилителе
(например, при буксировке) в корпусе распределителя установлен обратный
клапан, перепускающий жидкость из одной полости силового цилиндра в
другую.
В системе гидроусилителя имеется предохранительный клапан, установленный
на силовом цилиндре. Клапан отрегулирован на заводе на давление в
системе 80—90 кгс/см2. Регулировка клапана в автохозяйствах запрещается.
Насос гидроусилителя рулевого управления шестеренчатого типа HШ-10E
(рис. 37) установлен на левой стороне двигателя и
приводится в действие от коленчатого вала
посредством клинового ремня. Бачок для рабочей жидкости устанавливается
на рамке радиатора.