ЭКСПЛУАТАЦИЯ лесовоза МАЗ-501 В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
- часть 1
При эксплуатации в зимних условиях для обеспечения нормальной работы
автомобиля необходимо строго соблюдать указанные ниже требования.
В зимнее время большое значение имеет исправность автомобиля,
исключающая необходимость вынужденной остановки в пути. Особое внимание
нужно уделить оборудованию для подогрева двигателя, смазке, системе
охлаждения, системе питания и электрооборудованию, в частности
аккумуляторным батареям.
С наступлением холодов, при температуре воздуха днем ниже + 5° С
необходимо подготовить автомобиль к зимней эксплуатации.
Для этого следует проверить надежность работы воздушного и
водо-масляного подогревателей, перейти на зимние сорта смазки, сменив
смазку в картере двигателя, коробке передач и раздаточной коробке, в
главных передачах переднего и заднего мостов и картере рулевого
механизма. Затем надо отвернуть трубку от манометра, указывающего
давление масла в двигателе, заполнить ее жидким приборным маслом (МВП),
ГОСТ 1805-51, чтобы более густое масло, застывая в трубке, не искажало
показания манометра,
При подготовке системы охлаждения надо промыть ее
водой, проверить состояние отопителя кабины и шлангов, сменить
поврежденные шланги, подтянуть хомутики шлангов, устранить, если есть
подтекание воды во всех соединениях, радиаторе и отопителе. Для
уплотнения шлангов нужно применять сурик.
Потом залить в систему охлаждения смесь, замерзающую при низкой
температуре, пустить и прогреть до рабочей температуры двигатель и
проверить, не подтекает ли смесь в местах соединений, а также работу
отопителя кабины.
В качестве смеси, замерзающей при низкой температуре, следует применять
этиленгликолевые жидкости марок «40» и «65», ГОСТ 159-52.
Охлаждающая жидкость марки «40» содержит 55%' этиленгли-коля и 45% воды
и замерзает при температуре —40° С. Жидкость марки «65» содержит 70%
этиленгликоля и 30% воды и замерзает при температуре около —65° С.
Этиленгликоль ядовит, поэтому при обращении с ним нужно соблюдать
осторожность.
Ежедневно надо проверять уровень жидкости в системе охлаждения, он
должен быть на 40—50 мм ниже верхней кромки горловины радиатора. Если
количество жидкости уменьшилось вследствие испарения (а не подтекания),
то при применении этиленгли-колевой смеси в систему охлаждения нужно
доливать воду. Необходимо внимательно следить за состоянием
этиленгликолевой смеси, если жидкость приняла цвет ржавчины, ее нужно
слить, промыть систему охлаждения водой и заполнить свежей жидкостью.
При установке автомобиля для стоянки на улице надо сливать воду из
системы охлаждения через три краника, имеющиеся на нижнем патрубке
радиатора, на корпусе водяного насоса и на теплообменнике. Кроме этого,
следует открывать пробку радиатора, так как система охлаждения закрытая
и вследствие создающегося разряжения в системе не вся вода может
слиться.
Заливать горячий двигатель холодной водой запрещается, так как это может
привести к образованию трещин в блоке и головке двигателя.
При подготовке системы питания двигателя к зимней эксплуатации
необходимо' тщательно промыть топливный бак, удалить грязь, воду и
отстой из топливных фильтров и трубопроводов, применять только зимнее
дизельное топливо после 10 дней отстоя.
Ежедневно надо удалять воду и отстой из топливных фильтров, проверять,
заполнен ли топливный бак топливом. Чем больше в баке топлива, тем
меньше воздуха, содержащего влагу, способную перейти в топливо.
Необходимо следить, чтобы во время заправки в топливный бак не попадал
снег, для этого нужно удалять с горловины бака и заправочного
оборудования (бочки, ведра, воронки) снег, иней и лед.
Для подготовки электрооборудования к зимней эксплуатации следует
проверить состояние и, если нужно, привести в порядок щетки, коллекторы
и подшипники стартера и генератора. Проверить состояние электрических
проводов, зачистить и подтянуть все
зажимы проводов. Особенно тщательно надо проверить
надежность контакта между наконечниками проводов и клеммами
аккумуляторных батарей. Для прохождения большого тока в цепи
аккумуляторные батареи — стартер при пуске холодного двигателя
необходимо обеспечить надежные контакты во всех соединениях, в том числе
между щетками и коллектором стартера. Кроме этого, нужно проверить
состояние и заряженность аккумуляторных батарей. С понижением
температуры окружающей среды падает емкость аккумуляторных батарей, при
температуре электролита, близкой —40° С, аккумуляторные батареи
практически выходят из строя.
На длительных стоянках при безгаражном хранении и низкой температуре
воздуха нужно снимать батареи и хранить в теплом помещении.
Аккумуляторные батареи должны быть всегда полностью заряжены. Плотность
электролита должна быть близка к 1,31. Электролит полностью заряженной
батареи не замерзает даже при очень низкой температуре.
Замерзание электролита разряженной батареи возможно при —15° С. При
замерзании электролита образуются трещины на блоке аккумуляторной
батареи.
После добавления воды в электролит необходимо немедленно подзаряжать
батареи. В противном случае вода не будет смешиваться с электролитом и
замерзнет в верхней части батареи.