ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ лесовоза МАЗ-501

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобиль-лесовоз МАЗ-501. Устройство, обслуживание, ремонт (Л.X. Гилелес, Г.М. Кокин) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  230  231  232  233  234  235  236  237  .. 

 

 

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ лесовоза МАЗ-501 - часть 6

 

 


Движение автомобиля с прицепом задним ходом невозможно, при подъезде под погрузку и разгрузку нужно выбирать такие подъездные пути, на которых автомобиль с прицепом мог бы делать разворот для обратного движения.

Трогание с места груженого автопоезда нужно прризводить плавно на первой передаче. Переключать передачи надо быстро, но без рывков. При трсгании с места в тяжелых условиях следует включить понижающую передачу раздаточной коробки.

С понижающей передачи раздаточной коробки на повышающую нужно переходить только тогда, когда автомобиль выйдет на хороший участок дороги. Трогание с места ненагруженного автомобиля можно производить на второй передаче коробки передач.

При движении на магистрали нельзя превышать скорость, допустимую для данного участка, в зависимости от состояния и профиля пути, и необходимо соблюдать условия безопасности движения. При прохождении криволинейных и раскатанных участков нужно снижать скорость до предела, обеспечивающего безопасное движение.

Водитель обязан учитывать, что на повороте концы хлыстов выходят на внешнюю сторону кривой поворота и могут перекрыть проезжую часть дороги. Поэтому перед выездом на криволинейный участок нужно убедиться, что свешивающиеся концы хлыстов не заденут за какое-нибудь препятствие, и особенно надо проверить, не смогут ли они ударить проходящих людей и животных.

 

Нужно стремиться вести поезд плавно, без резких ускорений и торможений.

При преодолении подъемов надо заранее включать ту передачу, на которой можно преодолеть весь подъем. Переключать передачи на подъеме трудно вследствие быстрой потери груженым автопоездом скорости, а поэтому небезопасно.

Перед подъемом следует набирать возможно большую скорость, чтобы использовать инерцию автопоезда при подъеме.

При .приближении к спуску надо снизить скорость до безопасного предела.

Во время движения по крутому спуску нужно тормозить двигателем на прямой передаче коробки передач, при необходимости — дополнительно пользоваться тормозами, не ожидая увеличения скорости движения, так как иначе автопоезд будет трудно затормозить.

Тормозить на большой скорости нужно плавно во избежание заноса автомобиля и прицепа. Следует избегать торможения на поворотах.

При остановке на уклоне автомобиль надо затормаживать ручным тормозом, а под колеса роспуска или под полозья прицепов подкладывать упоры, препятствующие скатыванию автопоезда под уклон. При последующем трогании автомобиля с места нельзя забывать вынимать упоры и отпускать ручной тормоз.

Во время движения по скользкой дороге, особенно при встречном движении автомобилей, нужно соблюдать большую осторожность— уменьшать подачу топлива постепенно, тормозить плавно, в несколько приемов, не выключая сцепления и коробки передач.

Движение по скользким и обледенелым дорогам опасно, поэтому водитель должен быть особенно внимателен. Резкое торможение и изменение подачи топлива, повороты автомобиля без снижения скорости на скользкой и снежной дороге приводят к заносу автомобиля. Скорость движения на скользкой дороге должна быть небольшой, чтобы при необходимости автомобиль можно было остановить без особых затруднений.

Особенно важно при преодолении обледенелых подъемов убедиться, что путь свободен, затем включить ту передачу, на которой автомобиль может тронуться с места и пройти весь подъем на постоянной скорости без переключения передач. При движении по обледенелому уклону следует тормозить двигателем, одновременно пользуясь тормозами. Если автомобиль начинает заносить, надо немедленно отпустить тормоза, выправить автомобиль и только после этого снова начать плавное торможение. При движении на скользкой дороге нельзя останавливаться даже на небольшом подъеме.

Во время движения по трудным и грязным дорогам необходимо включить понижающую передачу раздаточной коробки. Только после преодоления трудного участка пути можно включить повышающую передачу.

Если колеса автомобиля начинают буксовать, например, на грязных или скользких дорогах, нужно включить блокировку

дифференциала раздаточной коробки и двигаться по прямой. Необходимо стремиться реже прибегать к блокировке дифференциала, так как это вызывает перегрузку деталей силовой передачи, а в некоторых случаях ухудшает проходимость автомобиля.

Когда под слоем грязи находится твердый (например, промерзший) грунт, следует выбирать дорогу с более жидкой грязью, так как на такой дороге будет меньшее сопротивление движению.

Если автомобиль застрял в грязи, не следует допускать буксования на одном месте. Это приведет к еще большему погружению колес в грунт.

Если автомобиль застрял в вязкой глине и двигатель работает с перебоями, не следует пытаться преодолеть этот участок пути без посторонней помощи, так как могут поломаться детали силовой передачи автомобиля — шестерни и полуоси.

Для преодоления песчаного участка пути следует заранее включить ту передачу, -на которой автомобиль сможет пройти весь участок. Это необходимо потому, что при движении по песку переключение передач может привести к остановке автомобиля и к буксованию при трогании с места.

По песку следует двигаться при возможно малом и постоянном числе оборотов коленчатого вала, чтобы не вызвать буксования колес.

При длительном движении по песчаному грунту необходимо чаще, чем обычно, проверять загрязненность масла в корпусах воздушных фильтров.

Если песок мелкий и сухой и автомобиль при движении поднимает большое количество пыли, то необходимо промывать воздушные фильтры и менять в них масло через каждые 6—8 час. работы.

Когда воздушный фильтр снят, горловину патрубка, к которому прикреплен воздушный фильтр, необходимо закрывать чистой тряпкой.

При движении по пыльным дорогам надо следить за чистотой и уровнем масла воздушных фильтров, иначе двигатель быстро выйдет из строя.

При движении по грязной грунтовой или по скользкой заснеженной дороге, а также по песку можно значительно повысить проходимость автомобиля, если применить цепи противоскольжения.

Однако при выезде на твердую дорогу с каким-либо покрытием цепи надо немедленно снять. Если этого не сделать, цепи быстро выйдут из строя и, кроме того, резко увеличится износ шин и расход топлива.

Цепи прежде всего ставят на внешние шины задних колес. На передних колесах также полезно применять цепи, но менее эффективно, чем на задних.

При движении по глинистой почве бывает полезно несколько ослабить натяжение цепей, чтобы при вращении колес они не забивались грязью, а стряхивали ее.

Прежде чем преодолевать брод, необходимо его внимательно изучить, чтобы быть уверенным, что автомобиль сможет войти

 

в воду, не увязнет при движении по дну брода и без посторонней помощи выйдет на противоположный берег.

Легче преодолеваются броды с песчаным или каменистым дном. Глубина брода не должна превышать 0,8 м.

Перед входом в воду жалюзи радиатора необходимо плотно прикрыть. Желательно снять при этом ремни вентилятора, так как вентилятор при случайном ударе о воду может быть поврежден, а двигатель и оборудование будут забрызганы водой.

Въезжать в воду следует при включенной понижающей передаче раздаточной коробки и второй передаче коробки передач с малой скоростью и под острым (меньше прямого) углом к направлению течения реки. После погружения передних колес в воду нужно увеличить скорость движения и не уменьшать ее до тех пор, пока автомобиль не выйдет на другой берег. Если нижняя часть картера сцепления оказалась в воде, то без крайней необходимости не следует выключать сцепление, иначе вода, попадая на фрикционные накладки, может вызвать буксование сцепления.

После преодоления брода необходимо проверить работу тормозов. Если тормоза не держат, нужно просушить тормозные накладки, кратковременно затормаживая автомобиль ,во время движения.

При высокой температуре окружающего воздуха для лучшего охлаждения двигателя надо снимать боковины капота. При снижении уровня воды в системе охлаждения нужно по мере надобности добавлять в нее воду. При движении необходимо внимательно следить за температурой двигателя. Нельзя допускать перегрева двигателя! При перегреве двигателя следует переходить на понижающую передачу раздаточной коробки. Надо следить за правильным натяжением ремня вентилятора. При высокой температуре масло в двигателе разжижается и расход его увеличивается; проверять уровень масла в картере двигателя нужно чаще, чем это делается в обычных условиях.

Ежедневно надо- проверять уровень электролита в аккумуляторных батареях. При высокой температуре электролит испаряется значительно быстрее. В аккумуляторные батареи нужно доливать только дистиллированную воду.

При буксировке неисправного автомобиля водитель должен управлять движением этого автомобиля. Если двигатель неисправного автомобиля может работать, его нужно пустить, чтобы он во время буксировки подавал воздух в пневматическую систему привода ножных тормозов. Если двигатель не работает, то при буксировке следует пользоваться ручным тормозом.

Рычаг коробки передач надо поставить в нейтральное положение. Скорость буксировки не должна превышать 25 км/час во избежание наезда буксируемого автомобиля при неожиданном торможении буксирующего.

Водитель буксирующего автомобиля должен вести его плавно, без резких ускорений и торможений.

Водитель буксируемого автомобиля должен следить, чтобы буксирный трос был все время в натянутом положении. Это предохра-няет ведомый автомобиль от рывков, вызывающих иногда обрыв буксирного троса.

При вытаскивании застрявшего автомобиля длина троса должна быть та^ой, чтобы буксирующий автомобиль мог стоять на твердом сухом грунте.

Прежде чем вытащить автомобиль, нужно установить наиболее выгодное направление его выхода, срыть лопатой неровности, препятствующие выходу, и расчистить путь. При мягком грунте надо подложить под колеса застрявшего автомобиля доски, ветки, камни и другие подручные материалы.

Только после того, как сделано все возможное для облегчения движения застрявшего автомобиля, можно приступить к его вытаскиванию. Во время вытаскивания нельзя стоять близко около буксирного троса, так как часто оборванный трос или детали его крепления с большой силой отлетают в стороны.

Начинать движение нужно плавно, без рывков. Рывки не помогают вытаскиванию автомобиля, а приводят к обрыву троса или крепления буксирного крюка.

При буксировке на длинные расстояния рекомендуется пользоваться жесткой сцепкой.

Водитель, отвечая за состояние роспуска и другого прицепного инвентаря, обязан следить за его исправностью и производить в пути необходимое техническое обслуживание.

Перевозка людей как на груженых, так и на ненагруженных роспусках и прицепах и сзади кабины автомобиля категорически запрещается.

При движении автопоезда сцепщик должен находиться в кабине автомобиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  230  231  232  233  234  235  236  237  ..