Регулировка и ремонт реле-регулятора лесовоза МАЗ-501

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобиль-лесовоз МАЗ-501. Устройство, обслуживание, ремонт (Л.X. Гилелес, Г.М. Кокин) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  ..

 

 

 

Регулировка и ремонт реле-регулятора лесовоза МАЗ-501



Проверять действие приборов реле-регулятора следует при проведении второго технического обслуживания, а также при возникновении перечисленных выше неисправностей. В последнем случае необходимо производить регулировку приборов реле-регулятора или сдавать его в ремонт.

Приборы реле-регулятора можно регулировать непосредственно на автомобиле. Для этого надо иметь следующие контрольные электроизмерительные приборы постоянного тока: вольтметр для измерения напряжения до 20—30 в с ценой деления шкалы 0,1—

0,2 в и амперметр с двусторонней шкалой для измерения тока до 25 а с ценой деления шкалы 1 а.

Перед регулировкой приборов реле-регулятора следует проверить крепление наконечников всех приборов, соединенных с реле-регулятором, генератором и аккумуляторными батареями, и в случае обгорания зачистить контакты реле обратного тока, регулятора напряжения и ограничителя тока стеклянной шкуркой зернистостью 120 или пластинкой, на поверхности которой вкраплены мелкие частицы абразива. При сильном обгорании рабочих поверхностей контактов их надо предварительно выравнять надфилем. Зачищенные контакты должны при замыкании соприкасаться один с другим всей рабочей поверхностью.
 

 

После зачистки контактов надо проверить во всех приборах ре-ле-регулятора зазоры между якорьками и сердечниками, а в реле обратного тока — дополнительно зазор между контактами и при необходимости отрегулировать зазоры (фиг. 115 и 116).

Реле обратного тока нужно проверять и регулировать следующим образом:

1. Включить между зажимом Я ограничителя тока и массой автомобиля контрольный вольтметр (фиг. 117).

 



2. Отсоединить от зажима Б реле обратного тока провод и включить между этим зажимом и наконечником снятого провода контрольный амперметр.

3. Пустить двигатель и, постепенно увеличивая число оборотов коленчатого вала, определить по показаниям стрелки контрольного вольтметра напряжение, при котором замыкаются контакты реле обратного тока. Момент замыкания контактов можно установить путем наблюдения за стрелкой контрольного вольтметра; в- этот момент она должна немного отклониться влево. При правильной регулировке реле обратного тока его контакты должны замкнуться при напряжении 12,2—13,2 в. В случае, если контакты замыкаются при напряжении ниже или выше указанных величин, следует отрегулировать натяжение спиральной пружины якорька реле обратного тока, вращая гайку, удерживающую пружину.

 

При напряжении ниже указанных величин натяжение спиральной пружины надо увеличить, при повышенном напряжении — уменьшить.

4. Постепенно снижать число оборотов коленчатого вала двигателя, пока контакты реле обратного тока не разомкнутся. Момент размыкания контактов реле обратного тока можно установить

по показаниям стрелки контрольного амперметра, которая в этом случае должна отклониться вправо. Величина обратного тока должна быть в пределах 0,5—6,0 а. Если величина обратного тока отклоняется от указанной нормы, следует снова отрегулировать величину зазора между контактами реле обратного тока. Если обратный ток меньше 0,5 а, то величину зазора между контактами необходимо увеличить, если обратный ток больше 6,0 а, то величину зазора надо уменьшить.

Для проверки и регулировки ограничителя тока можно использовать схему (фиг. 117) включения контрольного амперметра в систему электрооборудования автомобиля. Если аккумуляторные батареи полностью заряжены, то перед проверкой ограничителя тока их необходимо несколько разрядить (например, путем пуска двигателя стартером, включения света в фарах и т. д.). Частичную разрядку аккумуляторных батарей надо сделать для того, чтобы генератор давал максимальный ток.

Перед измерением максимального тока нагрузки, ограничиваемого ограничителем тока, нужно пустить двигатель и установить число оборотов коленчатого вала в пределах 1100—1400 в минуту по тахометру, расположенному на переднем щите кабины, а затем включить все потребители тока, имеющиеся на автомобиле

(за исключением стартера и звукового сигнала). Величину тока нагрузки надо определять по показаниям стрелки контрольного амперметра, которая при нормальной регулировке ограничителя тока должна показывать 19—21 а. Измерение тока нагрузки необходимо производить как можно быстрее, так как через небольшой промежуток времени работы двигателя на рекомендованном режиме аккумуляторные батареи могут снова полностью зарядиться.

 

 

 

 

 

Фиг. 117. Схема включения амперметра и вольтметра при проверке реле обратного тока и ограничителя тока.

 

Фиг. 118. Схема контрольно-испытательного стенда для проверки реле-регулятора РР-20В.

 

 

 



При отклонении максимального тока от установленной нормы ограничитель тока нужно отрегулировать изменением натяжения спиральной пружины его якорька. Для повышения максимального тока нагрузки натяжение этой пружины необходимо увеличить, а для понижения — уменьшить. Натяжение спиральной пружины ограничителя тока регулируют так же, как и пружины реле обратного тока.
Для проверки и регулировки регулятора напряжения контрольный амперметр следует включать в систему электрооборудования автомобиля так же, как и при проверке реле обратного тока и ограничителя тока, а контрольный вольтметр включить между зажимом Б реле обратного тока и массой автомобиля. После составления схемы надо пустить двигатель, увеличить число оборотов коленчатого вала до 1100—1400 в минуту и определить по показаниям стрелки контрольного вольтметра величину регулируемого напряжения. Если при полностью заряженных аккумуляторных батареях напряжение будет превышать 15,5 в, то реле-регулятор нужно снять с автомобиля и направить для проверки и регулировки в специальную мастерскую. Если же напряжение окажется ниже указанной величины, то надо отрегулировать регулятор напряжения в следующей последовательности:

1) не снижая числа оборотов вала двигателя, отключить аккумуляторные батареи (для этого можно отсоединить от зажимов пускового переключателя стартера провода, идущие от аккумуляторных батарей);

2) включить необходимое количество потребителей тока, находящихся на автомобиле, чтобы ток нагрузки в цепи, фиксируемый контрольным амперметром, был равен 10 а. Нормально регулируемое напряжение должно быть в пределах 13,8—14,8 в.

При отклонении величины регулируемого напряжения от нормы нужно отрегулировать натяжение спиральной пружины якорька регулятора напряжения, т. е. при пониженном напряжении увеличить натяжение пружины, а при повышенном — уменьшить.

При проверке действия приборов реле-регулятора непосредственно на автомобиле удобнее пользоваться не отдельными контрольными вольтметром и амперметром, а вольт-амперметром ВА-1. В тех случаях, когда требуется тщательная проверка и регулировка приборов реле-регулятора, а также при появлении таких неисправностей, как, например, сильное обгорание контактов, обрывы и замыкание в обмотках сердечников, повреждение сопротивлений, механические повреждения деталей и т. д., реле-регулятор

.необходимо снять с автомобиля и отправить в специальную мастерскую по ремонту автомобильного электрооборудования.

Схема для проверки реле-регулятора на стенде показана на фиг. 118.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  ..