Топливный насос двигателя ЯАЗ-204А лесовоза
МАЗ-501
Топливный насос (фиг. 46) коловратного типа, установлен на задней крышке
нагнетателя, приводится во вращение от нижнего ротора.
В стальном корпусе насоса вращается ротор. Внутри корпуса имеются два
окна сегментообразной формы, соединенные с входным и выходным
отверстиями в крышке корпуса.
Ротор вращается в двух подшипниках, один из которых расположен в крышке,
а второй — во фланце насоса. Относительно окружности внутренней
поверхности корпуса подшипники расположены эксцентрично. Зазор А в
нижней части между ротором и корпусом равен 0,03 мм.
Крышка и фланец ротора чугунные, центрируются совместно с корпусом
шлифованными штифтами и стянуты тремя болтами. Между корпусом, крышкой и
фланцем корпуса проложены прокладки из алюминиевой фольги толщиной 0,05
мм.
Ротор насоса имеет два прямоугольных паза, в
которые вставлены лопасти, прижимаемые к корпусу насоса пружиной.
Пружина центрируется штифтом, входящим в выемки лопастей. Лопасти
прямоугольной формы с закругленной рабочей поверхностью прижимаются к
корпусу под действием центробежной силы.
Полость, образованная боковой поверхностью корпуса, разделена лопастями
на две части. Так как ротор расположен эксцентрично по отношению к
корпусу, то при его вращении объем обеих полостей будет изменяться.
Объем полости, сообщающейся с впускным окном, при вращении ротора
увеличивается, и топливо засасывается в эту полость; полость,
сообщающаяся с выпускным окном, уменьшается, и топливо нагнетается
'через выпускное окно.
Для предохранения системы, питания от повреждения вследствие чрезмерного
повышения давления в топливном насосе имеется перепускной клапан. Клапан
расположен в канале, соединяющем впускное и выпускное окна.
Клапан прижимается к седлу' пружиной, другой конец которой упирается в
стакан. Клапан и седло взаимно притерты и составляют комплект. Стакан
удерживается в канале специальной пружиной болта перепускного клапана.
Клапан перепускает топливо из нагнетательной полости во впускную при
возрастании давления в системе до 3,5—6,0 кг/см2.
Во фланце корпуса установлены два сальника из специальной маслостойкой
резины. Сальники предотвращают течь топлива из насоса и масла из
нагнетателя. Между сальниками во фланце имеется дренажное отверстие,
через которое вытекают наружу просочившиеся через сальники топливо и
масло.
На квадратном конце ротора находится поводковая вилка привода топливного
насоса. Вилка проушинами входит в соответствущие вырезы упорной шайбы
нижнего ротора нагнетателя.
Производительность насоса при 2000 об/мин коленчатого вала двигателя
составляет 150 л/час.