Нагнетатель двигателя ЯАЗ-204А лесовоза МАЗ-501

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобиль-лесовоз МАЗ-501. Устройство, обслуживание, ремонт (Л.X. Гилелес, Г.М. Кокин) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

Нагнетатель двигателя ЯАЗ-204А лесовоза МАЗ-501



Нагнетатель объемного типа (фиг. 43) с двумя трехлопастчыми роторами. Воздух попадает в пространство, ограниченное лопастями роторов и стенкой корпуса, и вращающимися лопастями перемещается к выходному окну нагнетателя, а оттуда в воздушную камеру. Нагнетатель обеспечивает в воздушной камере избыточное давление воздуха, равное 0,40—0,55 кг/см9 при 2000 об/мин коленчатого вала двигателя. Роторы нагнетателя вращаются в 1,95 раза быстрее коленчатого вала двигателя.

Нагнетатель состоит из корпуса, двух съемных торцовых плит с крышками, роторов, шестерен и привода. Корпус нагнетателя отлит из алюминиевого сплава, имеет входное окно, к которому присоединен впускной трубопровод, и выходное окно, через которое воздух поступает в воздушную камеру В торцовых плитах, привернутых к корпусу, установлены подшипники валов роторов. Точная установка торцовых плит относительно корпуса осуществляется с помощью штифтов, запрессованных в плиты. На этих же штифтах установлены крышки, прикрепленные к корпусу совместно с торцовыми плитами, длинными болтами с пружинными шайбами.

В передней торцовой плите имеются однорядные радиальные шарикоподшипники. Подшипники закреплены в осевом направлении штампованными крышками, прикрепленными к торцовым плитам болтами.

В задней торцовой плите установлены двухрядные радиальноупорные подшипники. В осевом направлении подшипники закреплены штампованными крышками, которые болтами прикреплены к торцовой плите. Радиально-упорные подшипники собраны с предварительным натягом. Подшипники обращены к роторам стороной, на которой выбита маркировка. Это обеспечивает необходимый зазор между роторами и плитами. Неправильная установка подшипников ведет к заеданию роторов.

Сзади подшипников в торцовых плитах запрессованы лабиринтные уплотнения, не допускающие проникновения масла во внутреннюю полость нагнетателя.

Роторы нагнетателя алюминиевые, пустотелые, имеют спиральную форму. С обоих концов роторов запрессованы пустотелые валики, дополнительно закрепленные штифтами.

На конце задних валиков роторов имеются мелкие остроугольные шлицы. На эти шлицы напрессованы шестерни с косыми

зубьями. Для облегчения сборки нагнетателя один из выступов на валике снят, а в ступице шестерни имеется выступ, образованный пропуском одного шлица. Шестерни закреплены на валиках болтами. Между болтами и ступицами шестерен установлены упорные и замковые шайбы. Упорная шайба нижнего ротора имеет больший диаметр и прорези для вилки топливного насоса.

Момент затяжки болтов крепления шестерен должен быть равен 5—7 кгм.
Между торцом ступицы каждой шестерни и торцом внутреннего кольца подшипника установлены прокладки, которыми регулируют зазоры между лопастями роторов. Для получения необходимого зазора между лопастями роторов зазор между зубьями шестерен должен быть в пределах 0,02—0,08 мм.

Точная обработка внутренней поверхности корпуса нагнетателя обеспечивает малый зазор между лопастями роторов и корпусом.

Величина зазоров в нагнетателе должна быть в пределах, приведенных в табл. 7.

 


Таблица 7
Величина зазоров в нагнетателе в мм (фиг. 44)

Зазор

А

Б

в

г

Д

Е

Минимальный        

Максимальный      

0,10

0,25

0,35

0,70

0,24 0 40

0,175

0,28

0,10

0,25

0,35

0,53

 

 

 

 

 

Фиг. 43- Нагнетатель:
1 — муфта привода нагнетателя; 2 — шестерня привода нагнетателя; 3 — задняя торцовая плита блока цилиндров; 4 и 32 — ваты привода; 5 — фланец ведущей шестерни; 6 — верхняя шестерня привода ротора; 7— двухрядные шарикоподшипники; 8 и 20 — лабиринты; - 9 — однорядные шарикоподшипники; 10 — вал грузов регулятора; II —вал водяного насоса, 12 — верхний ротор нагнетателя; 13 — нижний ротор нагнетателя; 14 — корпус нагнетателя; 15 — патрубок водяного насоса; 16 — водяной насос; 17 — распорный винт; 18 — крышка; 19 и 21 — торцовые плиты; 22 — крышка; 23 — нижняя шестерня привода ротора; 24 — вилка привода топливного насоса; 25 — топливный насос; 26 — топливоподводящая трубка; 27 — кожух привода; 28 — уплотнительное кольцо; 29 — трубка для подвода смазки;
30 — корпус привода; 31 — картер муфты.

 

 

 

Фиг. 44. Зазоры в сопряжениях ротора нагнетателя.

 

 

 

 

При проверке зазоров лопасть верхнего ротора должна стоять вертикально в нижнем положении.

Нагнетатель приводится в движение валом, входящим в шлифованный фланец шестерни верхнего ротора. Вращение нижнего

ротора производится шестеренчатой передачей от верхнего ротора. Другой конец вала привода нагнетателя соединен с помощью шлицев с упругой муфтой, введенной в привод для уменьшения напряжения в деталях нагнетателя. Муфта присоединена к шестерне привода болтами и вращается вместе с шестерней. В корпусе муфты имеется овальный кулачок, в отверстие которого входит вал привода нагнетателя. Упругая связь кулачка с корпусом муфты осуществляется при помощи двух комплектов упругих пластин, размещенных в фигурном окне специальной обоймы.
 

Вал привода нагнетателя изготовлен из стали 45Г2 и термически обработан; кулачок муфты изготовлен из стали 40 и тоже термически обработан.

Шестерня привода нагнетателя совместно с муфтой прикреплена болтами к фланцу пустотелого вала привода. Вал вращается в подшипнике, представляющем собой две втулки с буртами, залитые оловянистым баббитом. В подшипнике вал закреплен прижимной гайкой. Между гайкой и торцом втулки установлена упорная шайба, которая прижата шлифованным торцом к торцу втулки подшипника. В завернутом положении гайка фиксируется замковой шайбой, удерживаемой на валу шариком, входящим в канавку шайбы и отверстие на валу. Подшипник имеет уплотнительное кольцо из маслостойкой резины, предотвращающей вытекание масла из подшипника. Роторы нагнетателя подобраны так, что образуют комплект. Поэтому при повреждении и замене одного ротора надо менять и другой.

Нагнетатель прикреплен к блоку цилиндров четырьмя болтами. Правильность установки обеспечивается закраиной, имеющейся на верхней части корпуса нагнетателя. Между корпусом нагнетателя и блоком цилидров имеется уплотняющая прокладка из паронита толщиной 0,4 мм. Использование прокладки другой толщины приводит к быстрому износу деталей привода нагнетателя, так как нарушается соосность между ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..