Нагнетатель объемного типа (фиг. 43) с двумя трехлопастчыми роторами.
Воздух попадает в пространство, ограниченное лопастями роторов и стенкой
корпуса, и вращающимися лопастями перемещается к выходному окну
нагнетателя, а оттуда в воздушную камеру. Нагнетатель обеспечивает в
воздушной камере избыточное давление воздуха, равное 0,40—0,55 кг/см9
при 2000 об/мин коленчатого вала двигателя. Роторы нагнетателя вращаются
в 1,95 раза быстрее коленчатого вала двигателя.
Нагнетатель состоит из корпуса, двух съемных торцовых плит с крышками,
роторов, шестерен и привода. Корпус нагнетателя отлит из алюминиевого
сплава, имеет входное окно, к которому присоединен впускной трубопровод,
и выходное окно, через которое воздух поступает в воздушную камеру В
торцовых плитах, привернутых к корпусу, установлены подшипники валов
роторов. Точная установка торцовых плит относительно корпуса
осуществляется с помощью штифтов, запрессованных в плиты. На этих же
штифтах установлены крышки, прикрепленные к корпусу совместно с
торцовыми плитами, длинными болтами с пружинными шайбами.
В передней торцовой плите имеются однорядные радиальные
шарикоподшипники. Подшипники закреплены в осевом направлении
штампованными крышками, прикрепленными к торцовым плитам болтами.
В задней торцовой плите установлены двухрядные радиальноупорные
подшипники. В осевом направлении подшипники закреплены штампованными
крышками, которые болтами прикреплены к торцовой плите.
Радиально-упорные подшипники собраны с предварительным натягом.
Подшипники обращены к роторам стороной, на которой выбита маркировка.
Это обеспечивает необходимый зазор между роторами и плитами.
Неправильная установка подшипников ведет к заеданию роторов.
Сзади подшипников в торцовых плитах запрессованы лабиринтные уплотнения,
не допускающие проникновения масла во внутреннюю полость нагнетателя.
Роторы нагнетателя алюминиевые, пустотелые, имеют спиральную форму. С
обоих концов роторов запрессованы пустотелые валики, дополнительно
закрепленные штифтами.
На конце задних валиков роторов имеются мелкие остроугольные шлицы. На
эти шлицы напрессованы шестерни с косыми
зубьями. Для облегчения сборки нагнетателя один из
выступов на валике снят, а в ступице шестерни имеется выступ,
образованный пропуском одного шлица. Шестерни закреплены на валиках
болтами. Между болтами и ступицами шестерен установлены упорные и
замковые шайбы. Упорная шайба нижнего ротора имеет больший диаметр и
прорези для вилки топливного насоса.
Момент затяжки болтов крепления шестерен должен быть равен 5—7 кгм.
Между торцом ступицы каждой шестерни и торцом внутреннего кольца
подшипника установлены прокладки, которыми регулируют зазоры между
лопастями роторов. Для получения необходимого зазора между лопастями
роторов зазор между зубьями шестерен должен быть в пределах 0,02—0,08
мм.
Точная обработка внутренней поверхности корпуса нагнетателя обеспечивает
малый зазор между лопастями роторов и корпусом.
Величина зазоров в нагнетателе должна быть в пределах, приведенных в
табл. 7.
Таблица 7
Величина зазоров в нагнетателе в мм (фиг. 44)
При проверке зазоров лопасть верхнего ротора должна
стоять вертикально в нижнем положении.
Нагнетатель приводится в движение валом, входящим в шлифованный фланец
шестерни верхнего ротора. Вращение нижнего
ротора производится шестеренчатой передачей от верхнего ротора. Другой
конец вала привода нагнетателя соединен с помощью шлицев с упругой
муфтой, введенной в привод для уменьшения напряжения в деталях
нагнетателя. Муфта присоединена к шестерне привода болтами и вращается
вместе с шестерней. В корпусе муфты имеется овальный кулачок, в
отверстие которого входит вал привода нагнетателя. Упругая связь кулачка
с корпусом муфты осуществляется при помощи двух комплектов упругих
пластин, размещенных в фигурном окне специальной обоймы.
Вал привода нагнетателя изготовлен из стали 45Г2 и
термически обработан; кулачок муфты изготовлен из стали 40 и тоже
термически обработан.
Шестерня привода нагнетателя совместно с муфтой прикреплена болтами к
фланцу пустотелого вала привода. Вал вращается в подшипнике,
представляющем собой две втулки с буртами, залитые оловянистым баббитом.
В подшипнике вал закреплен прижимной гайкой. Между гайкой и торцом
втулки установлена упорная шайба, которая прижата шлифованным торцом к
торцу втулки подшипника. В завернутом положении гайка фиксируется
замковой шайбой, удерживаемой на валу шариком, входящим в канавку шайбы
и отверстие на валу. Подшипник имеет уплотнительное кольцо из
маслостойкой резины, предотвращающей вытекание масла из подшипника.
Роторы нагнетателя подобраны так, что образуют комплект. Поэтому при
повреждении и замене одного ротора надо менять и другой.
Нагнетатель прикреплен к блоку цилиндров четырьмя болтами. Правильность
установки обеспечивается закраиной, имеющейся на верхней части корпуса
нагнетателя. Между корпусом нагнетателя и блоком цилидров имеется
уплотняющая прокладка из паронита толщиной 0,4 мм. Использование
прокладки другой толщины приводит к быстрому износу деталей привода
нагнетателя, так как нарушается соосность между ними.