СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ двигателя ЯАЗ-204А лесовоза МАЗ-501

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобиль-лесовоз МАЗ-501. Устройство, обслуживание, ремонт (Л.X. Гилелес, Г.М. Кокин) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ двигателя ЯАЗ-204А лесовоза МАЗ-501


Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. В качестве охлаждающей жидкости можно использовать в летнее время воду, в зимнее время рекомендуется использовать смеси, замерзающие при низкой температуре, которые предотвращают размораживание нижнего бачка радиатора в начальный период движения автомобиля. В качестве таких смесей можно использовать этиленгликолевую жидкость марок 40 и 65 (ГОСТ 159-52).

Циркуляция воды в системе охлаждения (фиг. 32) осуществляется центробежным насосом, расположенным на  переднем торце нагнетателя. Из насоса вода поступает через отверстие в нижней части блока в горизонтальный водяной канал, проходящий вдоль блока цилиндров. Из водяного канала охлаждающая вода через окна поступает в нижнюю часть водяной рубашки. Нижняя часть водяной рубашки с помощью вертикальных каналов в поясе продувочных окон соединена с верхней частью водяной рубашки. Отсюда вода через отверстия в верхней плоскости блока, совпадающие с отверстиями в головке, попадает в водяную рубашку головки. В отверстиях водяной рубашки головки имеются водяные форсунки, направляющие охлаждающую воду к гнездам клапанов, форсунок и выпускным патрубкам головки, что способствует их интенсивному охлаждению.

Из головки цилиндров вода через водосборный трубопровод и термостат поступает в верхний бачок радиатора. В нижний бачок радиатора вода попадает пройдя через сердцевину радиатора и охладившись в ней. Нижний бачок радиатора соединяется патрубком с масляным радиатором. Вода, пройдя масляный радиа-тор, поступает через входной патрубок в водяной насос, откуда снова поступает в водяной канал блока цилиндров.

Наилучшей температурой охлаждающей воды на выходе из головки цилиндров является 80—85°С. При температуре ниже 70°С ухудшается процесс сгорания топлива и увеличивается износ поршневой группы. Быстрый прогрев двигателя и поддержание температуры охлаждающей воды в необходимых пределах обеспечивается двухклапанным термостатом, установленным на переднем конце водосборного трубопровода. При температуре воды на выходе из рубашки головки ниже 70°С термостат закрыт и вода циркулирует, минуя радиатор. Вода в этом случае из водосборного трубопровода по обводной трубе поступает в масляный радиатор, а оттуда к водяному насосу, который подает воду в распределительный канал блока цилиндров. Проходя через масляный радиатор, вода ускоряет прогрев масла.

При повышении температуры выше 70°С термостат открывается и вода из водосборного трубопровода поступает в радиатор, оттуда в масляный радиатор и затем в водяной насос.

Температуру охлаждающей воды регулируют также жалюзи радиатора. Управление жалюзи осуществляется рукояткой из кабины водителя.

Емкость системы охлаждения 26 л. Систему охлаждения заполняют через горловину радиатора, закрываемую пробкой. Охлаждающую жидкость из системы сливают через три крана, расположенных на корпусе водяного насоса, патрубке масляного радиатора и пусковом подогревателе.

Температуру охлаждающей жидкости контролируют с помощью дистанционного термометра, датчик которого установлен в торце заднего конца водосборного трубопровода.
 

 

 

 

Фиг. 32. Система охлаждения:
1—термометр; 2—провод датчика термометра; 3 — датчик термометра; 4 — водяная форсунка головки цилиндра; 5 — водосборный трубопровод; 6 — термостат; 7 — корпус термостата; в — соединительный шланг; 9 — вентилятор; 10 — верхний соединительный патрубок; 11 — кожух вентилятора; 12 — верхний бачок радиатора; 15—пробка радиатора; 14 — сердцевина радиатора; 15 — соединительный хомутик; 16 — ремень вентилятора; 17 — нижний соединительный патрубок; 18 — обводная трубка перепускного устройства; 19 — сливной кран;
20 — масляный радиатор; 21 — сливной кран водяного насоса; 22 — водяной насос; 23 — окно .водяного канала блока цилиндров; 24 — водяной канал блока цилиндров; 25 — водяная
рубашка блока цилиндров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..