Уход за системой смазки двигателя ЯАЗ-204А лесовоза МАЗ-501
Уход за системой смазки двигателя состоит в проверке количества и
качества масла, доливке или замене его новым, в сезонной смене масла, а
также в промывке и смене фильтрующих элементов.
Для смазки двигателя ЯАЗ-204 применяют дизельные масла (ГОСТ 5304-54).
Эти масла содержат 3% многофункциональной присадки ЦИАТИМ-339 или АЗ
НИИ-ЦИАТИМ-1. Применение многофункциональной присадки предохраняет
вкладыши подшипников от разрушения, уменьшает количество отложений на
деталях двигателя.
В зимний период для смазки двигателя применяют
дизельное масло Дп-8, в летний период — дизельное масло Дп-11.
Пользование обычными маслами для карбюраторных двигателей или маслами
типа МК и МС приводит к пригоранию поршней, к закоксовыванию колец и
продувочных окон и разрушению вкладышей подшипников.
Масло в двигателе надо менять после каждой 1000 км пробега автомобиля.
Однако в зависимости от условий работы автомобиля смена масла может
производиться и раньше. При каждой смене масла в двигателе необходимо
промывать систему смазки следующим образом. Двигатель прогревают до тех
пор, пока охлаждающая жидкость нагреется до 70° С. Из поддона сливают
отработанное масло и для промывки заливают смесь из 6 л керосина, 5 л
дизельного топлива и 2 л дизельного масла. После этого двигатель
пускают, и он работает при минимальном числе оборотов холостого хода в
течение 4—5 мин. Затем промывающую жидкость сливают и заливают свежее
масло до верхней метки маслоизмерительного щупа. Двигатель снова пускают
и, дав ему немного поработать, останавливают. Через 8—10 мин. после
остановки измеряют уровень масла и при необходимости доливают до верхней
метки.
Промывка двигателя только керосином или дизельным топливом недопустима,
так как при этом с трущихся поверхностей смывается масло и при
последующем пуске они некоторое время работают без смазки, что вызывает
усиленный износ этих, поверхностей.
При каждой смене масла необходимо очищать и промывать фильтр грубой
очистки масла в такой последовательности:
1) вывернуть сливную пробку и слить масло из фильтра;
2) отвернуть на 2—3 оборота центральный болт со стороны масляного
радиатора;
3) вывернуть центральный стержень колпака;
4) снять колпак фильтра, стержень и оба фильтрующих элемента;
5) удалить деревянной лопаткой и тряпкой отложения на элементах фильтра
и в колпаке;
6) положить фильтрующие элементы в сосуд с растворителем — бензином или
четыреххлористым углеродом (последний ядовит!), не менее чем на 3 часа;
7) промыть фильтрующие элементы растворителем при помощи мягкой
волосяной щетки; пользование при очистке проволочными или жесткими
волосяными щетками не допускается;
8) поместить повторно элементы в ванну с чистым растворителем;
9) прополоскать в бензине каждый фильтрующий элемент и, если он чистый,
высушить. Чистоту элемента проверяют осмотром и продувкой воздухом,
который должен проходить по всей поверхности сетки;
10) промыть колпак;
11) собрать фильтр; при этом рекомендуется заменить резиновую прокладку;
12) пустить двигатель и после 3—4 мин. работы при
1000 об/мин коленчатого вала проверить, нет ли течи в фильтре;
13) добавить масло в двигатель до верхней метки маслоизмерительного
щупа;
14) пустить двигатель и после прогрева охлаждающей жидкости до +70°
проверить, нет ли течи в соединениях фильтра.
Смену фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки необходимо
производить в следующем порядке:
1) отвернуть сливную пробку и слить масло;
2) отвернуть центральный болт и снять крышку;
3) вынуть старый фильтрующий элемент и поставить новый;
4) заменить прокладку корпуса масляного фильтра;
5) затянуть центральный болт на крышке;
6) завернуть сливную пробку;
7) пустить двигатель и после 3—4 мин. работы при 1000 об/мин коленчатого
вала проверить, нет ли течи; если необходимо, подтянуть центральный
болт;
8) добавить масло в двигатель до верхней метки маслоизмерительного щупа;
9) пустить двигатель и после прогрева охлаждающей жидкости до +70°С
проверить, нет ли течи в соединениях фильтра.
В обслуживание системы смазки входит также промывка сетки
маслоприемника, которую надо производить в следующем порядке:
1) снять масляный поддон;
2) отсоединить стержень крепления сетки и вынуть сетку;
3) промыть сетку в чистом керосине и продуть воздухом;
4) установить сетку на место;
5) установить на место масляный поддон;
6) пустить двигатель и после прогрева охлаждающей жидкости до +70° С
проверить, нет ли течи в соединении поддона.
При проведении технического обслуживания промывают масляный радиатор.
Элемент масляного радиатора промывают в такой последовательности:
2) отвернуть болты крепления фланца обводной трубки перепускного
устройства к крышке масляного радиатора;
3) отвернуть болты крепления входного патрубка к крышке масляного
радиатора;
4) отвернуть болты крепления крышки масляного радиатора и снять крышку;
5)снять элемент масляного радиатора, не повредив при этом прокладку;
6) погрузить элемент в растворитель (бензин или четыреххлористый
углерод) для растворения отложений, после чего прокачать через элемент
при помощи шприца растворитель;
7) продуть элемент сжатым воздухом, промыть в чистом бензине и высушить;
8) установить элемент на место и собрать весь узел.
При сборке следует применять прокладку заводского производства.
Неправильно вырезанная прокладка может служить причиной сильной течи
воды и масла.
При переходе с летней эксплуатации на зимнюю и наоборот требуется
соответствующая замена масла в двигателе. Причем при переходе с летнего
сорта масла на зимний или наоборот могут образоваться густые отложения в
системе смазки. Поэтому рекомендуется через 8 час. после смены сорта
масла осмотреть фильтрующий элемент фильтра грубой очистки масла.
При большом количестве отложений надо сменить масло еще раз и промыть
фильтрующий элемент.