СИСТЕМА СМАЗКИ двигателя ЯАЗ-204А лесовоза МАЗ-501

  Главная      Автомобили - МАЗ     Автомобиль-лесовоз МАЗ-501. Устройство, обслуживание, ремонт (Л.X. Гилелес, Г.М. Кокин) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

СИСТЕМА СМАЗКИ двигателя ЯАЗ-204А лесовоза МАЗ-501



Система смазки двигателя ЯАЗ-204 (фиг. 25) комбинированная. К смазываемым поверхностям масло подается под давлением и разбрызгиванием. Коренные и шатунные подшипники, подшипники распределительного и уравновешивающего валов, подшипник промежуточной шестерни, коромысла, соединительные шарниры штанг толкателей, подшипник вала привода нагнетателя, поршневые пальцы смазываются под давлением. К остальным деталям масло подается разбрызгиванием или самотеком.

Масло из поддона картера проходит через сетчатый фильтр маслоприемника в масляный насос. Сетчатый фильтр предохраняет насос от повреждений крупными твердыми частицами. Из насоса масло по нагнетательному трубопроводу поступает в корпус перепускного клапана 13, оттуда — по короткому вертикальному каналу, расположенному в передней правой части блока цилиндров, и поперечному каналу подается к фильтру 15 грубой очистки масла. Фильтр грубой очистки масла включен в масляную систему последовательно, т. е. через него проходит все масло, поступающее для смазки деталей двигателя.

Из фильтра грубой очистки масло по литому каналу в корпусе фильтра поступает в масляный радиатор 14. Пройдя масляный радиатор, масло по вертикальному каналу поступает в главную магистраль 1, расположенную горизонтально по всей длине блока цилиндров со стороны нагнетателя. От главной магистрали масло по поперечным и вертикальным каналам поступает к верхним вкладышам коренных подшипников. Из главной магистрали и двух поперечных каналов масло поступает к четырем вертикальным каналам 3 и 9 а оттуда к концевым подшипникам распределительного и уравновешивающего валов.

Корпус переднего концевого подшипника распределительного вала имеет кольцевую канавку, через которую масло поступает в каналы блока и головки цилиндров, а оттуда в канал 5, проходящий вдоль головки блока цилиндров. Из этого канала масло
через отверстия в болтах крепления стоек коромысел и кольцевой зазор между стойками и болтами проходит в канал 6 осей коромысел. Оси коромысел имеют каналы, по которым масло поступает для смазки втулок коромысел, а по каналам в коромыслах — к шарнирам коромысел. Масло, вытекающее из коромысел, смазывает торцы и стержни клапанов, толкатели коромысел и торцы толкателей насос-форсунок. Затем масло стекает в полость блока, где смазывает кулачки распределительного вала.

 

 

 

 

Фиг. 25. Схема смазки:
1—горизонтальный канал (главная магистраль): 2— канал шатуна; 3 и 9 — боковые вертикальные каналы; 4—канал распределительного вала; 5 — канал головки блока; 6 — канал оси коромысел; 7 — трубка подвода масла к фильтру; 8 — фильтр тонкой очистки; 10 — вертикальный канал; 11 — масляный насос; 12 — маслозаборник; 13 — перепускной клапан; 14 — масляный радиатор; 15 — фильтр грубой очистки.

 

 

 

Из заднего вертикального канала, расположенного с левой стороны двигателя, масло через канал в оси промежуточной шестерни направляется для смазки втулок подшипника этой шестерни.

Часть масла из последнего поперечного канала поступает в фильтр тонкой очистки, пройдя который оно сливается в поддон картера. Таким образом, фильтр тонкой очистки масла включен в систехму смазки параллельно, т. е. через него проходит только часть масла, подаваемого насосом. Из этого же поперечного канала, но с противоположной стороны через трубку масло проходит для смазки подшипника вала привода нагнетателя.

Подача масла к шатунным подшипникам осуществляется через отверстия, сделанные в коренных и шатунных шейках и щеках коленчатого вала. Часть масла из шатунного подшипника через два отверстия в верхнем вкладыше поступает в канавку, имеющуюся в нижней головке шатуна. Отсюда масло через дозирующее отверстие и канал 2 в теле шатуна поступает в кольцевое пространство в верхней головке шатуна, образованное двумя втулками, и смазывает поршневой палец. Некоторое количество масла из кольцевого пространства поступает к распылителю, по выходе из него разбрызгивается и охлаждает днище поршня.

Смазка промежуточных подшипников распределительного вала осуществляется через продольный канал 4 в теле вала и боковые отверстия в каждой шейке подшипника. Шестерни распределения смазываются маслом, стекающим из полостей, в которых находятся распределительный и уравновешивающий валы. Для этого имеются специальные отверстия в блоке и торцовых плитах. Кроме того, на шестерни попадает масло, которое выдавливается из концевых подшипников распределительного и уравновешивающего валов и подшипника промежуточной шестерни.

Часть масла из полости распределительного вала через два отверстия стекает в верхние крайние масляные карманы корпуса нагнетателя. Внутренние полости крышек нагнетателя сообщаются с масляными карманами корпуса нагнетателя через отверстия, имеющиеся в корпусе, торцовых плитах и крышках. Масло, попадающее во внутренние полости крышек нагнетателя и полости торцовых плит, смазывает шестерни и подшипники нагнетателя с задней стороны, подшипники и регулятор — с передней стороны,

В нижней части крышек нагнетателя имеется перегородка, поддерживающая определенный уровень масла. Это обеспечивает надежную смазку шестерен, подшипников и регулятора. Для

улучшения смазки передних подшипников и деталей регулятора служит маслоотражательная шайба, укрепленная с передней стороны нагнетателя на валике нижнего ротора.

Из крышек нагнетателя масло стекает через отверстия в торцовых плитах и корпусе нагнетателя в нижние крайние карманы корпуса нагнетателя и оттуда, через два отверстия в стенке блока, — в картер.

Стенки цилиндров смазываются маслом, вытекающим из подшипников коленчатого вала. Это масло разбивается движущимися шатунами и кривошипами на мельчайшие капли, которые оседают на стенки цилиндров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..