СИСТЕМА СМАЗКИ двигателя ЯАЗ-204А лесовоза
МАЗ-501
Система смазки двигателя ЯАЗ-204 (фиг. 25) комбинированная. К
смазываемым поверхностям масло подается под давлением и разбрызгиванием.
Коренные и шатунные подшипники, подшипники распределительного и
уравновешивающего валов, подшипник промежуточной шестерни, коромысла,
соединительные шарниры штанг толкателей, подшипник вала привода
нагнетателя, поршневые пальцы смазываются под давлением. К остальным
деталям масло подается разбрызгиванием или самотеком.
Масло из поддона картера проходит через сетчатый фильтр маслоприемника в
масляный насос. Сетчатый фильтр предохраняет насос от повреждений
крупными твердыми частицами. Из насоса масло по нагнетательному
трубопроводу поступает в корпус перепускного клапана 13, оттуда — по
короткому вертикальному каналу, расположенному в передней правой части
блока цилиндров, и поперечному каналу подается к фильтру 15 грубой
очистки масла. Фильтр грубой очистки масла включен в масляную систему
последовательно, т. е. через него проходит все масло, поступающее для
смазки деталей двигателя.
Из фильтра грубой очистки масло по литому каналу в корпусе фильтра
поступает в масляный радиатор 14. Пройдя масляный радиатор, масло по
вертикальному каналу поступает в главную магистраль 1, расположенную
горизонтально по всей длине блока цилиндров со стороны нагнетателя. От
главной магистрали масло по поперечным и вертикальным каналам поступает
к верхним вкладышам коренных подшипников. Из главной магистрали и двух
поперечных каналов масло поступает к четырем вертикальным каналам 3 и 9
а оттуда к концевым подшипникам распределительного и уравновешивающего
валов.
Корпус переднего концевого подшипника распределительного вала имеет
кольцевую канавку, через которую масло поступает в каналы блока и
головки цилиндров, а оттуда в канал 5, проходящий вдоль головки блока
цилиндров. Из этого канала масло
через отверстия в болтах крепления стоек коромысел и кольцевой зазор
между стойками и болтами проходит в канал 6 осей коромысел. Оси
коромысел имеют каналы, по которым масло поступает для смазки втулок
коромысел, а по каналам в коромыслах — к шарнирам коромысел. Масло,
вытекающее из коромысел, смазывает торцы и стержни клапанов, толкатели
коромысел и торцы толкателей насос-форсунок. Затем масло стекает в
полость блока, где смазывает кулачки распределительного вала.
Фиг. 25. Схема смазки:
1—горизонтальный канал (главная магистраль): 2— канал шатуна; 3 и 9 —
боковые вертикальные каналы; 4—канал распределительного вала; 5 — канал
головки блока; 6 — канал оси коромысел; 7 — трубка подвода масла к
фильтру; 8 — фильтр тонкой очистки; 10 — вертикальный канал; 11 —
масляный насос; 12 — маслозаборник; 13 — перепускной клапан; 14 —
масляный радиатор; 15 — фильтр грубой очистки.
Из заднего вертикального канала, расположенного с
левой стороны двигателя, масло через канал в оси промежуточной шестерни
направляется для смазки втулок подшипника этой шестерни.
Часть масла из последнего поперечного канала поступает в фильтр тонкой
очистки, пройдя который оно сливается в поддон картера. Таким образом,
фильтр тонкой очистки масла включен в систехму смазки параллельно, т. е.
через него проходит только часть масла, подаваемого насосом. Из этого же
поперечного канала, но с противоположной стороны через трубку масло
проходит для смазки подшипника вала привода нагнетателя.
Подача масла к шатунным подшипникам осуществляется через отверстия,
сделанные в коренных и шатунных шейках и щеках коленчатого вала. Часть
масла из шатунного подшипника через два отверстия в верхнем вкладыше
поступает в канавку, имеющуюся в нижней головке шатуна. Отсюда масло
через дозирующее отверстие и канал 2 в теле шатуна поступает в кольцевое
пространство в верхней головке шатуна, образованное двумя втулками, и
смазывает поршневой палец. Некоторое количество масла из кольцевого
пространства поступает к распылителю, по выходе из него разбрызгивается
и охлаждает днище поршня.
Смазка промежуточных подшипников распределительного вала осуществляется
через продольный канал 4 в теле вала и боковые отверстия в каждой шейке
подшипника. Шестерни распределения смазываются маслом, стекающим из
полостей, в которых находятся распределительный и уравновешивающий валы.
Для этого имеются специальные отверстия в блоке и торцовых плитах. Кроме
того, на шестерни попадает масло, которое выдавливается из концевых
подшипников распределительного и уравновешивающего валов и подшипника
промежуточной шестерни.
Часть масла из полости распределительного вала через два отверстия
стекает в верхние крайние масляные карманы корпуса нагнетателя.
Внутренние полости крышек нагнетателя сообщаются с масляными карманами
корпуса нагнетателя через отверстия, имеющиеся в корпусе, торцовых
плитах и крышках. Масло, попадающее во внутренние полости крышек
нагнетателя и полости торцовых плит, смазывает шестерни и подшипники
нагнетателя с задней стороны, подшипники и регулятор — с передней
стороны,
В нижней части крышек нагнетателя имеется перегородка, поддерживающая
определенный уровень масла. Это обеспечивает надежную смазку шестерен,
подшипников и регулятора. Для
улучшения смазки передних подшипников и деталей
регулятора служит маслоотражательная шайба, укрепленная с передней
стороны нагнетателя на валике нижнего ротора.
Из крышек нагнетателя масло стекает через отверстия в торцовых плитах и
корпусе нагнетателя в нижние крайние карманы корпуса нагнетателя и
оттуда, через два отверстия в стенке блока, — в картер.
Стенки цилиндров смазываются маслом, вытекающим из подшипников
коленчатого вала. Это масло разбивается движущимися шатунами и
кривошипами на мельчайшие капли, которые оседают на стенки цилиндров.