Гильзы цилиндров (фиг. 11) отлиты из легированного чугуна и закалены.
Посадка гильзы в цилиндре скользящая с зазором от О до 0,05 мм. Такая
посадка значительно облегчает ремонт двигателя. Для облегчения установки
гильзы в блок цилиндров диаметр; нижнего пояска гильзы несколько
уменьшен.
Верхняя часть гильзы имеет бурт, входящий в
соответствующую выточку в блоке цилиндров. Торец бурта выступает над
плоскостью блока цилиндров на 0,066—0,175 мм и имеет на внешней
поверхности спиральную нарезку, в которую вдавливается прокладка головки
блока цилиндров, вследствие чего обеспечивается надежное уплотнение
камеры сгорания.
При работе двигателя гильза нагревается и вследствие этого расширяется и
плотно прилегает наружной поверхностью к стенке цилиндра, что
способствует лучшему отводу тепла в охлаждающую воду. Средняя часть
гильзы, которая не соприкасается со стенкой цилиндра, охлаждается
продувочным воздухом.
Для продувки и заполнения цилиндра воздухом в средней части гильзы
имеются отверстия, расположенные по окружности. Для лучшего
перемешивания топлива с воздухом последний при входе в цилиндр получает
вращательное движение. Это достигается тем, что оси продувочных
отверстий расположены под углом 14° к радиусу цилиндра.
Контроль состояния продувочных отверстий и их очистку производят через
смотровые люки.
Основные размеры гильзы: внутренний диаметр 108 мм, наружный диаметр
117,5 ± 0,013 мм, длина 282 мм. Диаметр расточки блока цилиндров под
гильзу 117,