На автомобиле МАЗ-501 установлен двигатель ЯАЗ-204А — двухтактный
четырехцилиндровый с воспламенением от сжатия с прямоточной продувкой.
Двигатель ЯАЗ-204А имеет высокую экономичность, большой срок службы, он
надежен в работе. Эти качества двигателя наиболее полно проявляются при
строгом соблюдении правил эксплуатации, правильном проведении
регулировочных и ремонтных работ. Кроме того, для обслуживания двигателя
ЯАЗ-204А требуется персонал более высокой квалификации, чем для
обслуживания других автомобильных двигателей.
Чтобы добиться длительной и безаварийной работы двигателя,, необходимо в
совершенстве знать конструкцию двигателя, принципы его работы, правила
регулировки и ремонт отдельных агрегатов.
Двигатель ЯАЗ-204А является двухтактным, поэтому рабочий цикл в нем
совершается за один оборот коленчатого вала, или два хода поршня.
Двигатель работает следующим образом (фиг. 5).
В конце процесса расширения, когда поршень при движении к н. м. т.
(нижней мертвой точке) открывает продувочные окна в цилиндр из воздушной
камеры начинает поступать воздух: (фиг. 5, а). Воздух в воздушную камеру
подается воздушным нагнетателем и имеет избыточное давление до 0,55
кг/см2. При поступлении воздуха в цилиндр выпускные клапаны открыты,
поэтому поступающий в цилиндр воздух вытесняет продукты сгорания и
заполняет весь цилиндр.
После того как поршень при движении к в. м. т. (верхней мертвой точке)
перекроет продувочные окна и закроются выпускные клапаны, в цилиндре
начинается сжатие воздуха (фиг. 5, б). Давление воздуха в конце сжатия,
когда поршень находится в в. м. т. равняется 35—40 кг/см2; температура
воздуха при сжатии также повышается и в конце сжатия составляет 600—700°
С.
При подходе поршня к в. м. т. в цилиндр форсункой впрыскивается топливо
(фиг. 5, в). Соприкасаясь с нагретым воздухом топливо воспламеняется и
сгорает. Давление газов в цилиндре при этом возрастает до 70—100 кг/см2.
Под действием этого давления
поршень перемещается к н. м. т. Происходит так
называемый рабочий ход.
При подходе поршня к н. м. т. открываются сначала выпускные клапаны,
через которые удаляются отработавшие газы. Затем, открываются
продувочные окна,- начинается продувка цилиндра (очистка от отработавших
газов) и заполнение его воздухом (фиг. 5, г). Затем процессы в цилиндре
повторяются.
Момент открытия и закрытия продувочных окон и выпускных клапанов, а
также начало и конец впрыска топлива обычно представляют на диаграмме
фаз распределения двигателя, которая для двигателя ЯАЗ-204А показана на
фиг. 6.
Из диаграммы видно, что открытие выпускных клапанов происходит не доходя
85° до н. м. т., а закрытие — через 54° после н. м. т. Общая
продолжительность открытия выпускных клапанов составляет таким образом
139° поворота коленчатого вала двигателя. Продувочные окна открываются
не доходя 48° до н. м. т., а закрываются через 48° после н. м. т. Общая
продолжительность открытия продувочных окон составляет 96° поворота
коленчатого» вала двигателя. Впрыск топлива осуществляется за 14° до в.
м. т. и оканчивается за 2° до в/м. т. (при максимальной подаче топлива)
. Общая продолжительность впрыска соответствует повороту коленчатого
вала двигателя на 12°.
Общий вид двигателя ЯАЗ-204А показан на фиг. 7, продольный и поперечный
разрезы двигателя изборажены на фиг, 8 и 9.
Фиг. 5. Схема рабочего процесса двигателя:
а — очистка цилиндра от продуктов сгорания и заполнение его воздухом; б
— сжатие воздуха в цилиндре; в — подача топлива в цилиндр; в — выпуск
отработавших газов из цилиндра.