Стартер типа СТ-710 автомобилей МАЗ-525 и MA3-530

  Главная      Автомобили - МАЗ     Сверхтяжёлые автомобили-самосвалы МАЗ-525 и МАЗ-530 (Смирнов М.В., Солонский А.С.) - 1960 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  111  112  113  114  115  116  117  118  119  ..

 

 

Стартер типа СТ-710 автомобилей МАЗ-525 и MA3-530

 


Стартер типа СТ-710 предназначен для пуска двигателя и рассчитан на кратковременную работу от четырех стартерных аккумуляторных батарей, соединенных в батарею напряжением 24 в.

Стартер СТ-710 представляет собой электродвигатель постоянного тока сериесного возбуждения, снабженный приводным механизмом с фрикционной муфтой свободного хода и реле привода, размещенным на корпусе стартера. Реле привода и приводной механизм служат для автоматического сцепления шестерни стартера с зубчатым венцом маховика двигателя на время пуска, а также для предохранения стартера от механических повреждений при резком увеличении крутящего момента и при позднем выключении пусковой кнопки после того, как двигатель начал работать.

Стартер выполнен по однопроводной схеме с присоединением минусового вывода на корпус (массу). Направление вращения шестерни стартера — правое, если смотреть со стороны шестерни.

Стартер СТ-710 и реле привода характеризуются следующими данными:

 

 


Максимальная мощность в л. с............................15

Число оборотов в минуту, соответствующее максимальной

мощности..............................................1100

Номинальное напряжение в в............................24

Максимальный тормозной момент с учетом падения напряжения в проводах в кгм ..............................19

Вылет шестерни стартера в мм.............24±1,5

Число зубьев шестерни привода..........................11

Момент, на который отрегулирована фрикционная муфта

привода, в кгм....................24—28

Реле привода............  . . . РСТ-20

Ток, при котором включаются контакты реле привода в а

не более..............................................85

Вес стартера с реле привода в кг........................48

 

 

 

Стартер состоит из следующих основных узлов (фиг. 97): корпуса 4, крышки 1 корпуса со стороны коллектора, крышки 7 корпуса со стороны привода, якоря 3, привода и реле 12 привода.

 

Корпус 4 изготовлен из бесшовной стальной трубы. Внутри корпуса помещены четыре полюса, прикрепленных к нему винтами, на полюсы надеты катушки 5 обмоток возбуждения.

Катушки полюсов соединены между собой попарно — последовательно. Каждая пара катушек имеет по два шинных вывода. Один вывод присоединен к клеммному болту, помещенному на корпусе стартера и изолированному от него. Второй шинный вывод каждой пары катушек возбуждения присоединен к щеткодержателю траверсы».

 

 

 

 

 

 

Фиг. 97. Стартер СТ-710 (продольный разрез):
1 и 7 — крышки корпуса; 2 — защитная лента; 3 —« якорь; 4 — корпус; 5 — катушка обмоток возбуждения; 6 — фрикционная предохранительная муфта; 8 — шарикоподшипник; 9 — шестерня привода; 10 — рычаг отводки привода; 11 — кожух рычага привода; 112 — реле привода; 13 — выводной болт реле привода; 14 — щетки; 15 — стяжная шпилька.

 

 

 

 

Полюсы набраны из отдельных пластин толщиной 2 мм, склепанных в пакеты.

Обе крышки 1 и 7 входят посадочными поясками внутрь трубы корпуса 4 и стянуты вместе с ним двумя длинными стяжными шпильками 15, ввернутыми в крышку 7.

В центральное отверстие крышки 1 запрессован шарикоподшипник с сальниковым устройством, закрепленным на внутренней стороне крышки. К крышке внутри прикреплена винтами медная траверса с четырьмя щеткодержателями. В каждом щеткодержателе помещены по две щетки 14 марки МГ-4 размером 32X12X27 мм. Каждая щетка прижата к коллектору при помощи спиральной 'пружины. Щеткодержатели, к которым подведены шинные выводы катушек возбуждения, изолированы от траверсы. Два других щеткодержателя замкнуты на траверсу. Для доступа к щеткам в крышке 1 имеются отверстия, закрытые защитной лентой 2. Траверса не изолирована от крышки корпуса. В центральное отверстие крышки 7 запрессованы шарикоподшипники 8.

Для подачи смазки к подшипникам и бронзовой втулке, являющейся подшипником скольжения для хвостовика шестерни привода, в крышке сделано резьбовое отверстие, закрытое резьбовой пробкой.

В горловине крышки корпуса размещен рычаг 10 отводки привода с пружиной, качающейся вокруг оси, проходящей через отверстие горловины. К верхней части горловины прикреплен кожух 11 рычага привода. Вал якоря 3 имеет накатанную среднюю часть, шлифованные шейки с одного конца и шлифованную шейку, переходящую в длинную гладкую шейку с другого конца.

В торец вала со стороны шлифованных шеек завернут болт, удерживающий через шайбу подшипник, посаженный на шейку вала и в отверстие крышки 1 и ограничивающий осевое перемещение якоря. На шлифованную шейку большего диаметра напрессована втулка с буртом, на которой собран коллектор, состоящий из 27 медных пластин, изолированных одна от другой миканитовыми прокладками.

Пластины якоря толщиной 1 мм напрессованы на накатанную часть вала якоря и зажаты упорными кольцами. Каждая пластина имеет 27 фигурных пазов, образующих пазы якоря. В эти пазы заложены изолированные витки обмотки якоря. Концы витков припаяны к катушкам пластин коллектора.

На шлицах и длинной гладкой шейке расположен привод, состоящий из шестерни 9 с хвостовиком, фрикционной предохранительной муфты 6, шарикоподшипникового бугеля и рычага 10 отводки привода.

Шестерня 9 привода имеет одиннадцать зубьев со скосами на торцах, облегчающих вход шестерни в зубчатый венец маховика двигателя. Во внутреннее отверстие хвостовика шестерни запрессована бронзовая втулка с пазами для удержания смазки, служащая подшипником для длинной шейки вала якоря.

В торец шестерни завернута резьбовая пробка с пуговкой, для возможности вытягивания шестерни при проверке бокового зазора между зубьями шестерни и венца. На конце хвостовика шестерни нарезана правая трехходовая резьба и круговая канавка. По резьбе на хвостовике перемещается ведомая втулка муфты. Ведущая полумуфта внутренними шлицами свободно насажена на шлицы вала якоря 5; на наружную цилиндрическую поверхность полумуфты надета чашка муфты. В полумуфте расположены диски предохранительной муфты.

Реле 12 привода представляет собой электромагнит с двумя обмотками: втягивающей — сериесной и удерживающей — шунтовой. Внут-ри обмоток расположены неподвижный и подвижный сердечники. Подвижный сердечник при помощи тяги связан с верхним концом рычага отводки 10, который усилием пружины удерживает подвижный сердечник в вытянутом из обмоток положении.

Внутри неподвижного сердечника размещен подвижный якорек для замыкания накоротко контактов сериесной обмотки реле привода. Выводной болт 13 реле привода при помощи наружной шины соединен с клеммным болтом на корпусе стартера.

При прохождении тока через обмотки реле привода подвижный сердечник реле втягивается внутрь обмоток и, преодолевая сопротивление пружины, поворачивает рычаг 10. Рычаг 10, нажимая на шарикоподшипниковый бугель, выталкивает фрикционную муфту 6 и ше-стерню 9 из корпуса стартера. При этом якорь 3 стартера медленно поворачивается, чем облегчается введение шестерни в зубчатый венец маховика.

В момент сцепления шестерни с зубчатым венцом шестерня 9 затормаживается, а якорь стартера, продолжая вращаться, заставляет ведомую втулку с трехходовой резьбой перемещаться в сторону ведущей полумуфты, в результате чего увеличивается затяжка дисков. При полном включении шестерни в зубчатый венец якорь стартера развивает большой крутящий момент и проворачивает коленчатый вал двигателя.

После начала работы двигателя шестерня стартера из ведущей становится ведомой и угловая скорость ее превышает угловую скорость стартера. Ведомая втулка с трехходовой резьбой при этом перемещается в сторону чашки муфты, вследствие чего уменьшается затяжка дисков, и муфта может кратковременно (не более 5 сек.) пробуксовывать, что предохраняет стартер от механических повреждений. При отключении обмоток реле привода от сети пружина рычага отводки возвращает рычаг, фрикционную муфту и шестерню в начальное положение.

По отношению к зубчатому венцу (фиг. 98) стартер устанавливается так, чтобы его шестерня в выключенном положении не доходила до торца венца на 4—4,5 мм. При включенном положении шестерни боковой зазор между зубьями должен быть в пределах 0,6—1,2 мм.

Установку стартера проверяют после затяжки стяжньих лент. Осевой зазор измеряют через люк на кожухе маховика. Для определения бокового зазора между зубьями втягивают шестерни привода в зубчатый венец и измеряют зазор при помощи щупа или по отпечатку на свинцовой пластинке толщиной 1,5 мм. При несоблюдении указанных зазоров возможна поломка стартера.

После окончательной установки стартера болты стяжных лент должны быть законтрены.

Держать кнопку стартера включенной можно не более 5 сек. После каждой попытки пуска двигателя нужно сделать перерыв в течение 10—15 сек. для охлаждения реле привода стартера и восстановления напряжения аккумуляторных батарей.

В случае, если после трех попыток двигатель не начинает рабо-
тать, необходимо осмотреть его и устранить неисправности. Много

 

кратные или длительные попытки пуска выбывают перегрев стартера и могут вывести его из строя.

При эксплуатации необходимо периодически проверять прочность крепления проводов к выводным болтам и прочность крепления стартера к подушке. Коллектор и щетки следует осматривать через 500 час., работы при текущем ремонте. Щеточную пыль надо удалять путем промывки.

В случае загрязнения коллектор надо протереть чистой ветошью, смоченной в бензине, и проверить прилегание щеток к коллектору. В случае обнаружения большого количества подгоревших мест коллектор нужно зачистить шкуркой зернистостью 100 и протереть ветошью, смоченной в бензине. Смазку шарикоподшипников необходимо менять при полной разборке стартера (только при ремонте в мастерской) не реже одного раза в 1,5—2 года (независимо от количества проработанных часов).

При ремонте и смазке стартера нужно соблюдать те же требования и условия, что и при ремонте генератора.

 

 

Фиг. 98. Установка стартера по зубчатому венцу:
1 — зубчатый венец; 2 — шестерня стартера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  111  112  113  114  115  116  117  118  119  ..