РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР РРТ-24 автомобилей МАЗ-525 и MA3-530

  Главная      Автомобили - МАЗ     Сверхтяжёлые автомобили-самосвалы МАЗ-525 и МАЗ-530 (Смирнов М.В., Солонский А.С.) - 1960 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  112  113  114  115  116  117  118  119  .. 

 

 

 

РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР РРТ-24 автомобилей МАЗ-525 и MA3-530



Генератор работает в комплекте с реле-регулятором типа РРТ-24. Реле-регулятор служит для автоматического включения и отключения генератора от сети, регулирования напряжения генератора при различных числах оборотов двигателя и предохранения генератора от перегрузки.

 

 

 

 

Реле-регулятор (фиг. 96) представляет собой сочетание автоматически действующих реле обратного тока, двух регуляторов напряжения и двух ограничителей тока. Реле-регулятор характеризуется следующими данными:
 

 

Параметры регулятора РРТ-24


Номинальное напряжение в в............................28

Напряжение включения реле в б ............25—27

Обратный ток включения реле в а ......................2—8

Напряжение, поддерживаемое регулятором при числе оборотов якоря генератора 2700 в минуту и нагрузке генератора 41 —52 а в б.................27—29

Повышение напряжения при изменении числа оборотов якоря генератора с 1200 до 2700 в минуту не более вв.. 0,75

Нагрузка генератора, ограничиваемая реле, в а ..........45—53

 

 

 

 

 

Фиг. 96. Схема реле-регулятора РРТ-24:
 

 

 

 

 

В сеть электрооборудования двигателя генератор и аккумуляторная батарея включены параллельно. Во время работы двигателя с малым числом оборотов (ниже 700 об/мин) напряжение генератора не достигает 24 в, так как оно пропорционально числу оборотов двигателя и напряжение аккумуляторных батарей оказывается выше напряжения генератора. При этом ток из аккумуляторных батарей может пойти в генератор и батареи начнут разряжаться, а величина разрядного тока из-за малого сопротивления обмотки якоря генератора может быть настолько большой, что обмотка может сгореть.

Для автоматического отключения аккумуляторных батарей от генератора при понижении его напряжения до величины, меньшей напряжения батарей, а также для автоматического подключения генератора к батареям после того, как напряжение генератора становится выше напряжения батарей в реле-регулятор включают реле обратного тока.

Сериесная обмотка С1 (фиг. 96) реле обратного тока включена последовательно, через контакты К1 реле обратного тока и сериесные обмотки С2 ограничителей тока, в цепь между плюсовой клеммой генератора и общим плюсовым зажимом батареи. Таким образом при замкнутых 'контактах реле обратного тока цепь генератор—батарея будет замкнута.

Для того чтобы работа реле обратного тока не зависела от работы других реле, шунтовая обмотка Ш1 реле обратного тока постоянно замкнута на щетки генератора.

Во время работы двигателя сердечник реле обратного тока намагничивается током, проходящим по шунтовой обмотке реле, и стремится притянуть к себе якорь, чему противодействует пружина, отрегулированная на определенное натяжение. При малых числах оборотов двигателя якорь реле остается непритянутым, а контакты К1 разомкнутыми. При увеличении числа оборотов двигателя ток в шунтовой обмотке реле возрастает, якорь притягивается к сердечнику и контакт К1 тогда замыкается. Зарядный ток генератора, проходя по сериесной обмотке реле обратного тока к аккумуляторной батарее, еще сильнее намагничивает сердечник реле и надежно удерживает контакты реле в замкнутом положении.

При уменьшении числа оборотов двигателя напряжение генератора понижается. Когда напряжение генератора станет меньше напряжения батареи, ток от батареи пойдет в генератор. Напряжение тока в сериесной обмотке реле изменится на обратное, и сердечник реле размагничивается. Под действием пружины якорь оттягивается от сердечника, контакты К1 размыкаются и разрывают цепь генератор — батарея.

Реле регулируют так, чтобы контакты разрывались при прохождении по сериесной обмотке тока обратного направления 2—8 а.

Реле обратного тока нужно регулировать изменением натяжения пружины якорька эксцентриком. Между контактами устанавливают зазор 0,6—1,0 мм. Включение реле обратного тока должно происходить при напряжении 25—27 в.

При изменении числа оборотов двигателя в пределах 700—1500 в минуту напряжение генератора может изменяться в больших пределах и достигать такой величины, при которой могут выйти из строя все включенные потребители. Для автоматического поддержания напряжения генератора в пределах 27—29 в в реле-регуляторе включены два реле, служащие регуляторами напряжения. Оба реле устроены одинаково, действуют одновременно и включены каждое в одну из параллельных ветвей шунтовой обмотки возбуждения генератора. При таком включении уменьшается вдвое ток, проходящий через каждый из регуляторов напряжения и увеличивается их срок службы.

Для защиты обмоток генератора от перегрузок реле-регулятор имеет два ограничителя тока, отдаваемого генератором в сеть. Устройство этих реле одинаково и включены они также по одному в каждую из параллельных ветвей обмотки возбуждения генератора.

В результате включения в цепь обмотки возбуждения генератора и выключения из нее дополнительных сопротивлений, величина напряжения генератора поддерживается в заданных пределах. При включении дополнительных сопротивлений К\ в цепь обмотки возбуждения уменьшается ток возбуждения, а при выключении увеличивается ток возбуждения.

Контакты К2 и К2 регуляторов напряжения и ограничителей тока при малых числах оборотов двигателя замкнуты под действием пружин. Пройдя сериесную обмотку С1 реле обратного тока, ток ответвляется к двум регуляторам напряжения и проходит параллельно через токоведущие части регуляторов следующими путями: замкнутые контакты Кг регуляторов, выравнивающие обмотки В3 регуляторов, замкнутые контакты К2 ограничителей тока, выравнивающие обмотки В2 ограничителей тока, шунтовые обмотки Ш1 возбуждения. Следовательно, ток возбуждения проходит одновременно через контакты регуляторов напряжения и ограничителей тока.

Одновременно ток проходит через шунтовые обмотки Ш3 регуляторов, намагничивая сердечники регуляторов. Напряжение генератора при малых числах оборотов двигателя невелико, и сердечники не могут преодолеть сопротивление пружин якорей регуляторов. При увеличении числа оборотов двигателя намагничивание сердечников регуляторов увеличивается настолько, что якоря притягиваются к сердечникам, и контакты регуляторов размыкаются. Параллельно контактам регуляторов включены сопротивления R, через которые при разомкнутых контактах ток идет в обмотки возбуждения генератора. Ток возбуждения генератора при этом уменьшается и его напряжение понижается.

При уменьшении напряжения в шунтовых обмотках регуляторов их сердечники не могут удерживать якори регуляторов притянутыми и контакты регуляторов под действием пружин снова замыкаются. Тогда ток идет в обмотку возбуждения через замкнутые контакты регуляторов, напряжение генератора снова повышается и контакты опять размыкаются.

Таким образом при числе оборотов якоря генератора более 1200 в минуту и свыше 700 оборотов коленчатого вала двигателя в минуту, контакты регуляторов напряжения непрерывно вибрируют, поддерживая напряжение генератора примерно постоянным.

Ускоряющие обмотки У3 регуляторов увеличивают чистоту вибраций якорей регуляторов напряжения (примерно 100—150 колебаний в минуту), что способствует большему постоянству поддерживаемого напряжения.

При нормальной нагрузке генератора (не выше 45—53 а) якори ограничителей тока остаются непритянутыми, а контакты ограничителей замкнутыми. По сериесным обмоткам С2 ограничителей тока проходит весь ток нагрузки генератора. При увеличении нагрузки генератора выше допустимой сердечники ограничителей намагничиваются настолько, что притягивают якори и разрывают контакты К2 ограничителей тока. Ускоряющие обмотки У2 включены параллельно контактам К2, поэтому при разомкнутых контактах К2 в цепь обмотки возбуждения генератора включаются дополнительные сопротивления ускоряющих обмоток У3. При этом уменьшается ток возбуждения, а следовательно, и нагрузка генератора. Ток, проходящий по ускоряющим обмоткам ограничителей, ускоряет размагничивание сердечников ограничителей тока, контакты замыкаются под действием пружин и ограничители тока снова срабатывают. При нагрузке генератора выше допустимой якори ограничителей тока непрерывно вибрируют, пока не уменьшится нагрузка.

 

 

Уход за реле-регулятором заключается в систематическом наблюдении за его работой, регулярной проверке надежности крепления проводов к реле-регулятору и очистке реле-регулятора от пыли, масла и влаги не реже одного раза в месяц.

Текущий ремонт должен производится в мастерской квалифицированным (персоналом. Текущий ремонт реле-регулятора заключается в зачистке контактов регулятора напряжения, реле ограничения тока и реле обратного тока, а также подрегулировке этих приборов.

В случае'сильного износа контакты нужно заменить новыми. Для замены используются контакты из аптечки запасных частей. При этом необходимо установить следующие контакты:

а) 'в регуляторе напряжений —нижний контакт (на якоре) № РРС-ГО-999, контактный винт в сборе 1-ИГФ-86;

б) в реле ограничителя тока и в реле обратного тока — нижние и верхние контакты № РРС-10-999.

Контакты регулятора напряжения следует осторожно зачищать надфилем.

После зачистки или смены контактов при необходимости регулируют регулятор напряжения.

Перед регулировкой необходимо проделать следующее:

а) отключить аккумуляторные батареи;

б) установить зазор между якорем и латунным упором (заклепкой) на сердечнике 0,4—0,7 мм при замкнутых контактах и прижиме верхнего контакта вниз;

в) заклинить контакты реле ограничения тока.

Регулировка регулятора напряжения осуществляется изменением натяжения пружины якоря при помощи эксцентрикового приспособления (предварительно следует освободить стопорный винт) при следующих данных:

 

 

Число оборотов генератора в минуту . . . .2700

Ток в а...............37

Напряжение при холодном состоянии реле в в....27-29

 

 

Ограничитель тока нужно регулировать на максимальный ток 43—53 а при числе оборотов генератора 2700 в минуту, заклиненных контактах регуляторов напряжения и отсоединенных аккумуляторных батареях. Регулировку надо вести таким же путем, как и регулировку напряжения, т. е. нужно устанавливать зазор между якорем и латунным упором на сердечнике 0,4—0,7 мм, после чего натяжение пружины якоря отрегулировать эксцентриком и законтрить винтом. Ток ограничения определяют при понижении напряжения до 26 в.

Реле обратного тока нужно регулировать путем изменения натяжения пружины якоря эксцентриком. При этом между контактами надо устанавливать зазор 0,6—1,0 мм. Реле обратного тока должно включаться -при напряжении 25—27 в, а выключаться при обратном токе 2—8 а.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  112  113  114  115  116  117  118  119  ..