Генератор Г-731 автомобилей МАЗ-525 и MA3-530

  Главная      Автомобили - МАЗ     Сверхтяжёлые автомобили-самосвалы МАЗ-525 и МАЗ-530 (Смирнов М.В., Солонский А.С.) - 1960 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  112  113  114  115  116  117  118  119  ..  

 

 

 

 

Генератор Г-731 автомобилей МАЗ-525 и MA3-530

 


Генератор Г-731 постоянного тока, шунтового возбуждения работает в комплекте с реле-регулятором РРТ-24 и предназначен для питания потребителей тока и зарядки параллельно включенных аккумуляторных батарей. Генератор четырехполюсный, закрытого типа с внешним воздушным охлаждением от специальных вентиляторов, сидящих на валу генератора (фиг. 95). Включение генератора в сеть и отключение от нее производится автоматически реле-регулятором при пуске и остановке двигателя.

Генератор включается при числе оборотов коленчатого вала 800 в минуту. Полная мощность развивается генератором при числе оборотов коленчатого вала не ниже 900 в минуту. Передаточное число привода от двигателя 1,75. Ниже приведена характеристика генератора.

 

 

 

Характеристика генератора

 

Напряжение номинальное в в....................28

Мощность номинальная в вт....................1500

 

Число оборотов длительной работы в минуту . . 3500

Число оборотов кратковременной работы в минуту 4000

 

Направление вращения............. Правое (если смотреть со стороны привода)

 

Система проводки...............Однопроводная с присоединением минусовой клеммы на корпус

Вес генератора в кг........44

 

 

 

 

На двигателе генератор установлен в горизонтальном положении и закреплен стяжными лентами.

Вращение от двигателя передается через эластичную муфту. Муфта состоит из резинового диска с четырьмя отверстиями, стальной обоймы, охватывающей диск и двух фланцев с пальцами.

Ведущий фланец закреплен при помощи сегментной шпонки на конце валика и фиксируется болтом, проходящим через лыску на валике. Ведомый фланец посажен на конус вала генератора на шпонке и закреплен гайкой с пружинной шайбой. На резиновый диск снаружи надета обойма, удерживаемая на диске стопорным кольцом. В центральное отверстие диска завальцована стальная втулка, ограничивающая деформацию резины в центре диска.

 

Генератор состоит из следующих основных деталей (фиг. 95): корпуса 25, якоря 24, крышки 27 со стороны коллектора, крышки 7 со стороны привода 17, траверсы 6 со щеткодержателями, двух наружных вентиляторов 3 и 10, внутреннего вентилятора 26, кожухов 9 и 29 вентиляторов.

Корпус изготовлен из цельнотянутой стальной трубы, внутри которой укреплены четыре полюса с обмотками возбуждения 21.

В проточки торцов корпуса заходят крышки 17 и 27. Крышки крепятся к корпусу болтами 4 и 8, завернутыми в сухари 5, запрессованные в корпус. В крышке 17 имеются отверстия для доступа к щеткам, закрытые защитной лентой 7, стянутой винтом. На корпусе помещены полюсные выводы, Я, закрытые экранирующими кожухами и штепсельные разъемы Ш шунтовой обмотки.

У генератора есть только плюсовый полюсный вывод, минусовый полюс присоединен на корпус. Обмотки противоположных полюсов возбуждения соединены между собой последовательно и образуют две самостоятельные ветви возбуждения.

Траверса со , щеткодержателями прикреплена двумя болтами к крышке 17. В гнездо каждой из крышек корпуса запрессованы шарикоподшипники 11 и 28, предохраненные сальниками 12, прижатыми крышками 13 и 14.

Якорь генератора состоит из следующих основных деталей: вала 1 с напрессованными пластинами 23, изготовленными из электротехнической листовой стали толщиной 0,5 мм и коллектора, состоящего из 62 медных пластин 18, изолированных одна от другой миканитовыми пластинами. В пазы якоря уложена обмотка 20 якоря; концы обмотки припаяны к пластинам коллектора, изолированным от вала якоря прокладками 15.

 

 

 

 

 

Фиг. 95. Генератор Г-731 (продольный разрез):
1 — вал якоря; 2 — гайка; 3, и 10 — наружные вентиляторы; 4 и 8 — болты крепления крышек к корпусу; 5 — сухарь; 6 — траверса со щеткодержателями; 7 — защитная лента; 9 и 29 — кожухи вентиляторов; 11 и 28 — шарикоподшипники; 12 — сальник; 13 и 14 — крышки сальника; 15 — изоляционные прокладки; 16 — специальные винты («солдатики»); 17 и 27 — крышки; 18 — пластина коллектора; 19 — щетка; 20 — обмотка якоря; 21 — обмотка возбуждения; 22 — вентиляционный канал; 23 — пластины железа якоря; 24 — якорь; 25 — корпус; 26 — внутренний вентилятор; 27 —
крышка; 30 — шпонка вала.

 

 

 



Для улучшения охлаждения якоря в пластинах якоря сделаны по девять отверстий, образующих осевые вентиляционные каналы 22 внутри якоря; по этим каналам циркулирует воздух, прогоняемый внутренним вентилятором 26.

Наружные вентиляторы 3 и 10, закрепленные на валу якоря гайками 2, закрыты кожухами 9 и 29. Кожухи закреплены на крышках специальными винтами («солдатиками») 16, к которым при установке генератора на двигатель крепятся болтами наружные вентиляционные щитки (на фигуре не показаны).

На траверсе расположены щеткодержатели с восемью щетками марки М-20 и размерами 8 X 20 X 25 мм. Шётки 19 прижимаются к коллектору спиральными пружинами.

Полюсные выводы генератора помещены в экранирующие коробки с устройствами для присоединения экранированных проводов. Штепсельные разъемы шунтовой обмотки также имеют устройства для присоединения экранированных проводов.

Работу генератора можно проверять по амперметру, следя за зарядным током аккумуляторных батарей. Нормальный зарядный ток составляет 5—35 а в зависимости от степени заряженности аккумуляторных батарей. При работе с сильно заряженными батареями зарядный ток может доходить до 55 а в начале зарядки, постепенно снижаясь до нормальных пределов.

Уход за генератором заключается в наблюдении за состоянием креплений генератора, проводов и удаления загрязнений с его поверхности (при помощи смоченной в бензине ветоши).

Текущий ремонт генератора нужно производить после работы его в течение 500 час. только в ремонтных мастерских квалифицированным персоналом.

В текущий ремонт генератора входят:

а) продувка воздухом коллектора и щеткодержателей для удаления щеточной пыли;

б) замена износившихся щеток новыми;

в) зачистка или проточка коллектора;;

г) замена смазки в подшипниках.

Для продувки коллектора и щеткодержателей следует снять защитную ленту и затем продуть их воздухом. Если при осмотре щеток установлено, что высота их стала 20 мм, необходимо заменить изношенные щетки новыми. Для замены следует пользоваться щетками марки М-20, указанных выше размеров.

В случае подгорания коллектора надо его зачистить стеклянной шкуркой зернистостью 100. Если коллектор сильно изношен или подгорел, его необходимо проточить на станке острым резцом. Для этого генератор нужно полностью разобрать. При проточке с коллектора следует снимать слой по возможности минимальной толщины. Биение коллектора после проточки не должно превышать 0,03 мм. После проточки необходимо прочистить канавки между коллекторными пластинами и удалить заусенцы с краев коллекторных пластин. В случае проточки коллектора на большую глубину слюдяную изоляцию между коллекторными пластинами нужно удалить на глубину 0,8—1,0 мм.

Смазку в шарикоподшипниках следует менять не реже одного раза в 1,5—2 года (независимо от количества проработанных часов.) Заложенная в подшипники смазка обеспечивает работу генератора в течение 152

20 000 км пробега автомобиля. Для замены смазки генератор нужно разобрать, шарикоподшипники промыть в бензине и просушить. После просушки в них следует заложить свежую смазку — консталин УТ-1. В случае износа шарикоподшипники надо заменить новыми. В генераторе установлены два шарикоподшипника № 206.

После сборки генератор проверяют на специальном стенде или на двигателе при режиме холостого хода (при напряжении 24 в ток не должен превышать 18 а).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  112  113  114  115  116  117  118  119  ..