Насос гидравлического усилителя автомобилей МАЗ-525

  Главная      Автомобили - МАЗ     Сверхтяжёлые автомобили-самосвалы МАЗ-525 и МАЗ-530 (Смирнов М.В., Солонский А.С.) - 1960 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   .. 

 

 

 

Насос гидравлического усилителя автомобилей МАЗ-525



Для нагнетания рабочей жидкости в гидравлическую систему усилителя рулевого управления служит нерегулируемый лопастной насос (фиг. 77). В корпусе 2 насоса с литыми каналами

установлен статор 7, имеющий внутрипрофилированную криволинейную поверхность. По этой поверхности перемещается 12 лопаток 5, свободно вставленных в радиальные пазы ротора 6. При вращении ротора лопатки под действием центробежной силы и давления масла, подведенного под лопатки, всегда прижаты к внутренней поверхности статора. Каждая лопатка, вращаясь с ротором, перемещается в его пазах в радиальном направлении в соответствии с кривой профиля статора. Статор изготовлен и установлен таким образом, что каждая из камер между двумя соседними лопатками, проходя под окнами всасывания, увеличивается в объеме и заполняется маслом, а проходя под окнами нагнетания, уменьшается в объеме и масло вытесняется. За один оборот ротора происходит два полных цикла всасывания и нагнетания, вследствие чего силы гидравлического давления на цапфы ротора взаимно уравновешены и подшипники разгружены.

 

 

 

 

Фиг 77. Насос гидравлического усилителя рулевого управления автомобиля МАЗ-525: 1 — крышка; 2 — корпус; 3 — фланец; 4 — вал; 5 — лопатки; 6 — ротор; 7 — статор.

 

 

 

Насос гидравлического усилителя в регулировке не нуждается. Для нормальной и бесперебойной работы насоса нужно применять только рекомендуемые масла: зимой — трансформаторное масло, летом — индустриальное масло 12 (веретенное масло 2). Запрещается применение глицерина (чистого или в смеси со спиртом) и других масел с содержанием в них водорастворимых кислот и щелочей, воды и механических примесей. Для увеличения срока службы насоса следует применять только профильтрованное масло. Чтобы избежать попадания пыли или грязи в масло, нужно плотно закрывать масляный* бак.

Ниже приводятся неисправности насоса, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации, их причины и способы устранения.

1. Насос не подает масло вследствие применения грязного масла и засорения фильтра; при этом надо профильтровать масло или заменить новым с обязательной промывкой фильтра.

2. Заедание лопаток в пазах ротора при применении несоответствующего сорта масла и образования сгустков или при попадании посторонних предметов между лопаткой и ротором. Насос при этом работает с толчками. Для устранения заедания нужно снять крышку насоса и диск. Поворачивая вал от руки, проверить, свободно ли перемещаются лопатки в пазах ротора. Если лопатки перемещаются туго, нужно снять ротор с вала, заметить положения лопаток в определенных пазах, так как лопатки могут быть невзаимозаменяемыми, промыть детали и при необходимости притереть лопатки до легкого перемещения их в пазах ротора.

3. Наличие воздуха в системе из-за неплотного присоединения всасывающей магистрали к корпусу насоса; при этом насос может не создавать давления. Засасывание воздуха характеризуется резким шумом, масляный бак обильно заполняется пеной. Если установить манометр, стрелка его будет непрерывно колебаться. Для устранения засасывания воздуха нужно сменить прокладки и плотно подтянуть соединения.

4. Неравномерная подача масла насосом, вызванная тем, что лопатка вышла из строя и осталась в пазу ротора. Это характеризуется резким шумом и стуком. Для выявления неисправности нужно снять крышку насоса и диск. Проворачивая вал от руки, надо проверить, свободно ли перемещаются лопатки в пазах ротора, и целостность лопаток.

Насос может подавать масло неравномерно при повышенных утечках вследствие интенсивного износа дисков. Для проверки нужно отсоединить насос от системы и присоединить к нагнетательной полости дроссельную иглу с манометром. Создавая давление дроссельной иглой, нужно наблюдать за струей масла. При установлении причины надо снять изношенный слой у дисков притиркой их на шабровочной плите. При шероховатости рабочей поверхности статора насос также может неравномерно подавать масло. Устраняют шероховатость путем тщательной доводки поверхности. При этом надо особое внимание обратить на перпендикулярность рабочей поверхности плоским поверхностям статора.

5. Утечка масла через уплотнение при износе уплотнения со стороны коренного подшипника. Для устранения утечки нужно сменить уплотнение. При этом подшипник следует смазать консталином (смазкой УТ-1). При наличии в насосе более серьезных неисправностей надо капитально отремонтировать насос или заменить его новым.

Без точно установленной причины вскрывать насос не рекомендуется. В случае вскрытия насоса для осмотра необходимо детали снимать осторожно и после сборки устанавливать их на свое место. Перед пуском после ремонта насос нужно залить маслом, чтобы избежать заедания лопаток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   ..