Рулевой механизм автомобилей выполнен по типу винта и гайки (фиг. 73).
Картер 3 рулевого механизма крепится болтами к левому лонжерону рамы и
жестко соединен с трубой 6 рулевой колонки. На концах трубы напрессованы
и приварены два наконечника 5 и Я на которых нарезана резьба. Одним
концом труба ввинчивается в картер рулевого механизма и стягивается
двумя болтами, а на другом конце трубы навинчивается корпус 8 головки
рулевого механизма. Труба колонки имеет резиновую манжету 7. Манжета
вкладывается вместе с трубой в кронштейн крепления колонки,
расположенной в кабине.
В корпусе головки рулевого механизма установлен на качающейся опоре
верхний конец рулевого вала. Качающаяся опора представляет собой
шарикоподшипник 11, установленный в обойме и зажатый между двумя
резиновыми упорными кольцами 10. Между наружным резиновым кольцом и
крышкой 12 корпуса оголовки установлены металлические прокладки толщиной
0,5; 1 и 2 мм. Этими прокладками можно регулировать величину осевого
перемещения рулевого вала 4.
На нижний винтовой конец рулевого вала навернута бронзовая гайка 2,
установленная цапфами в двух втулках 14, закрепленных болтами в вилках
вала 1 сошки. Гайка, перемещаясь вдоль винта при вращении вала,
поворачивает кривошип вала сошки.
Нижний конец рулевого вала вместе с гайкой и кривошипом сошки
перемещается по дуге окружности, отклоняясь от среднего положения
вследствие деформации упорных резиновых колец 10.
Вал 1 сошки вращается в бронзовых втулках 13 и 15, установленных в
картере 3 рулевого механизма и в крышке 16. Для предохранения от
вытекания смазки в крышке 16 имеется заглушка, а в корпусе 3 — резиновое
уплотнительное кольцо.
На верхнем конце рулевого вала с помощью гайки укрепляется рулевое
колесо.
Если в эксплуатации возникла необходимость в разборке рулевого механизма
или замене деталей, нужно правильно собрать и отрегулировать рулевой
механизм. При сборке шарикоподшипник качающейся опоры верхнего конца
рулевого вала нужно заполнить солидолом. Пробку обоймы подшипника вала
надо надежно завернуть, чтобы не было осевого зазора рулевого вала в
обойме. Гайка 2 рулевого механизма должна вращаться на валу свободно без
заеданий и не иметь осевого зазора. Вал 1 сошки должен вращаться
свободно (при этом осевой зазор вала 0—1,1 мм).
При установке собранного рулевого вала крышку 12 корпуса головки следует
завернуть до отказа и застопорить.
При правильно собранном рулевом механизме рулевой вал должен вращаться
от усилия 1 — 2 кг, приложенного на плече 275 мм (касательно к ободу
колеса рулевого управления). Свободный ход колеса должен быть 6° или 30
мм у считая по наружному диаметру обода.
Если касательно к радиусу вращения пальца сошки приложить усилие 25 кг,
осевое перемещение рулевого вала (винта) не должно превышать 0,4 мм. При
большем осевом перемещении нужно убедиться в надежном креплении
шарикоподшипника и подложить шайбы между наружным резиновым кольцом и
крышкой корпуса головки.