Задний ведущий мост автомобиля МАЗ-525 (фиг. 64) и задний и средний
ведущие мосты автомобиля MA3-530 (фиг. 65) воспринимают нагрузку от
задней части автомобилей и нагрузки от ведущих колес.
Балка ведущего моста обоих автомобилей состоит из стального литого
картера с впрессованными в него кожухами полуосей. Балки заднего и
среднего ведущих мостов автомобиля MA3-530 полностью унифицированы между
собой, а балка заднего моста автомобиля МАЗ-525 отличается от них только
расстоянием между фланцами рукавов картера (на 200 мм короче).
Конструктивные элементы картеров ведущих мостов обоих автомобилей
одинаковы.
К фланцу картера ведущего моста «крепится редуктор. В полости средней
части картера размещаются ведущая коническая шестерня и дифференциал.
Через сапун (фиг. 64) полость картера сообщается с атмосферой.
Рукава картера ведущего моста имеют перегородки с посадочными шейками, в
которые запрессованы кожухи полуосей. Каждый кожух дополнительно
удерживается двумя штифтами, расположенными около фланца рукава картера
в горизонтальной плоскости симметрии моста. В одном из штифтов
просверлено сквозное отверстие для установки сапуна. Заканчиваются
рукава картера фланцами. К фланцам с помощью штифтов и болтов крепятся
суппорты тормозов ведущих колес.
На кожухе полуоси имеются эвольвентные шлицы. Этими шлицами суппорты
дополнительно соединяются с кожухами полуосей. Кожух полуоси
представляет собой трубу. С внутреннего конца к кожуху приварен корпус
22 сальника полуоси; с наружного конца с помощью штифтов и сварки
закреплена муфта 8 с фланцем 30. Между фланцем 30 и корпусом 22 сальника
вварена труба 23 полуоси.
По всей длине муфты 5 в верхней ее части профрезерован паз, сообщающий
полость кожуха 24 полуоси с полостью ступицы с наружной ее стороны. В
ступице размещается планетарный редуктор.
На автомобиле МАЗ-525 полость картера планетарного редуктора через сапун
в верхней части фланца кожуха, паз в муфте 8 и сапун в штифте кожуха
полуоси сообщается с атмосферой. На автомобиле MA3-530 рабочая полость
планетарного редуктора сообщается с атмосферой через паз в муфте и сапун
в штифте кожуха полуоси.
Чтобы избежать повышения давления внутри трубы полуоси, на шейке под
сальник в ступице кожуха планетарного редуктора имеется лыска, через
которую полость трубы полуоси сообщается с наружной полостью ступицы и
далее с атмосферой.
На конце кожуха полуоси на двух конических роликоподшипниках 9
установлена ступица 31 ведущего колеса. К внутреннему торцу ступицы
укреплена болтами крышка сальника, установленного на шейке суппорта. К
внутренней перегородке ступицы одними и теми же болтами соединены
тормозной барабан 27 и маслоотражатель 26.
С наружной стороны полость подшипника ступицы закрыта крышкой 3. В
крышку запрессован сальник, находящийся на гайке 5. На автомобиле
MA3-530 в крышке запрессовано два сальника. Рабочие поверхности под
сальники в гайке соответственно увеличены.
В -полости ступицы с наружной ее стороны установлен планетарный редуктор
2, привернутый болтами к торцу ступицы.
Во внутренней перегородке ступицы имеются отверстия, сообщающие полость
под маслоотражателем с полостью между перегородками. По наружной
цилиндрической поверхности ступицы также имеются отверстия, образованные
при литье. Отверстия в перегородке и на наружной поверхности
предназначены для того, чтобы при попадании смазки из полости
подшипников через внутренний сальник ступицы смазка не попадала на
рабочие поверхности тормозного барабана, а выходила через отверстия.
Отверстия на наружном диаметре ступицы нужны также для заворачивания
гаек при креплении тормозного барабана.
На ступице установлены внутреннее и наружное колеса. Обод внутреннего
колеса опирается на коническую поверхность ступицы. Между ободами
внутреннего и наружного колес установлено распорное кольцо. Крепление
колес на ступице осуществляется с помощью клиньев 12 и прижимов 11. При
затяжке гайкой прижим поворачивается вокруг внутреннего выступа, которым
он опирается на направляющий диск 1 клиньев, и наружный его конец давит
на клин. Клин имеет конические поверхности на внутреннем конце. Этими
поверхностями он соприкасается с коническими поверхностями на ободе
наружного колеса.
При затяжке гайки усилие передается через клин, обод наружного колеса к
ободу внутреннего колеса. От проворачивания внутреннее колесо
удерживается в результате трения между коническими поверхностями ступицы
и обода, а наружное колесо вследствие трения между коническими
поверхностями клиньев и обода. На ступице ведущего колеса имеется паз, а
на ободах колес приварены направляющие. Этим создается возможность
устанавливать колеса на ступице в определенном положении. Конические
подшипники ступицы ведущего колеса регулируются с помощью гайки 5 со
штифтом и контргайки 6, между которыми установлена замковая шайба с
отверстиями.