Гидротрансформатор автомобиля MA3-530

  Главная      Автомобили - МАЗ     Сверхтяжёлые автомобили-самосвалы МАЗ-525 и МАЗ-530 (Смирнов М.В., Солонский А.С.) - 1960 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

Гидротрансформатор автомобиля MA3-530

 


Гидротрансформатор автомобиля MA3-530 одноступенчатый непрозрачный. Непрозрачный гидротрансформатор обеспечивает постоянный режим работы двигателя при изменении сопротивления дороги, т. е. двигатель автомобиля совершенно изолирован от воздействия изменяющейся внешней нагрузки и число оборотов коленчатого вала определяется только положением педали подачи топлива.

Гидротрансформатор может автоматически изменять подводимый к нему от двигателя крутящий момент, достигая максимально возможного коэффициента трансформации Л=3,6 при неподвижном ведомом валу.

В случае малой нагрузки на ведомом валу гидротрансформатор может передавать крутящий момент без изменения, т. е. переходить на режим работы гидромуфты.

Гидротрансформатор автомобиля MA3-530 состоит из четырех рабочих колес (фиг. 43): насосного колеса 17, турбинного колеса 11 и направляющего аппарата (реактора), разделенного на два колеса 12 и 16.

Насосное колесо 17 жестко связано со вторичным валом 1 повышающего редуктора через фланец муфты 2, муфту 3 и кожух 5. Муфта 3 установлена на шлицах венца 2 и болтами соединяется с кожухом 5, который в задней части крепится болтами к фланцу насосного колеса 17.

В (передней части насосное колесо опирается на вторичный вал повышающего редуктора через муфту 3. Для обеспечения соосности вала 1 и кожуха 5 на ступице 4 ведущих дисков фрикциона имеется цилиндрический выступ, входящий в отверстие вторичного вала повышающего редуктора. Ступица 4 соединяется болтами с муфтой 3 и кожухом 5.
 

 

 

 

Фиг. 43. Гидротрансформатор:
 

 

 

 

Задней опорой насосного колеса служит шарикоподшипник 24, установленный в крышке 20. На внутренней обойме механизма свободного .хода подшипник 24 удерживается стопорным кольцом.

Турбинное колесо 11 жестко связано с турбинным валом 26 гидротрансформатора. Колесо соединено винтами со ступицей 10, установленной на шлицах турбинного вала. Ступица 10 одновременно является корпусом фрикциона блокировки гидротрансформатора. Турбинный вал передним концом опирается на цилиндрический роликоподшипник 26 -в ступице 4 ведущих дисков фрикциона, а задним концом на подшипники, установленные в коробке передач. Турбинный вал является одновременно первичным валом коробки передач.

Каждое колесо 12 и 16 направляющего аппарата (реактора) соединены с неподвижным корпусом через отдельный механизм свободного хода, состоящий из кольца 14 с пазами определенного профиля, в которых помещаются ролики 13 с пружинками Поверхностью качения роликов служит внутренняя обойма 15.

Механизм свободного хода допускает холостое вращение колеса направляющего аппарата в направлении вращения насосного и турбинного колес, но препятствует вращению в обратном направлении. В результате разделения направляющего аппарата на два колеса уменьшаются потери в самом направляющем аппарате, а следовательно, расширяется зона высоких значений к. п. д. гидротрансформатора. Неподвиж-. ным корпусом для направляющего аппарата служит крышка 18 картера коробки передач, с которой внутренняя обойма 15 соединена через ступицу 23 направляющего аппарата.

Все колеса гидротрансформатора — насосное 17, турбинное 11 и направляющего аппарата 12 и 16 — имеют лопатки, равномерно расположенные по окружности колес так, что образуют рабочую полость гидротрансформатора, заполненную специальной рабочей жидкостью.

При вращении насосного колеса 17, связанного с коленчатым валом двигателя через повышающий редуктор, рабочая жидкость, находящаяся между лопатками колеса, устремляется к периферии вследствие возникающей центробежной силы и отбрасывается на лопатки турбинного колеса 11, заставляя его вращаться в ту же сторону.

Пройдя между лопатками турбинного колеса, рабочая жидкость по кольцевому каналу поступает на неподвижные лопатки колес 12 и 16 направляющего аппарата и от них снова попадает на лопатки насоса. Лопатки направляющего аппарата дополнительно изменяют направление потока рабочей жидкости, поступающей от турбинного колеса к насосному. На режиме преобразования крутящего момента (режиме работы гидротрансформатора) направляющий аппарат неподвижен.

В момент начала трогания автомобиля с места, когда турбинное колесо еще неподвижно, трансформация крутящего момента достигает наибольшей величины. По мере увеличения числа оборотов турбинного колеса крутящий момент автоматически бесступенчато уменьшается и достигает такого положения, когда направляющий аппарат освобождается от неподвижного картера механизмом свободного хода и начинает вращаться вместе с турбинным колесом. С этого момента преобразование крутящего момента прекращается и гидротрансформатор переходит на режим работы гидромуфты.

Переход гидротрансформатора на режим работы гидромуфты способствует повышению к. п. д. гидротрансформатора в зоне высоких скоростей движения.

При малой нагрузке на турбинном валу при движениях автомобиля на третьей передаче по хорошей дороге можно создать жесткую связь двигателя с ведущими колесами. Это достигается блокировкой (выключением) гидротрансформатора. Блокировка осуществляется рычагом управления гидромеханической трансмиссии, установленным на рулевой колонке.

Для выключения гидротрансформатора в передней его части имеется фрикцион, состоящий из корпуса, поршня 7 с металлическими уплотнительными кольцами, ведущих 8 и ведомых 9 дисков. Ведущие диски фрикциона перемещаются по направляющим ступицы 4У а ведомые— по направляющим в корпусе фрикциона (ступице 10). Корпус фрикциона блокировки выполнен как одно целое со ступицей 10 турбинного колеса и установлен на шлицах турбинного вала 26.

В передней части корпуса фрикциона установлен упорный диск 6, ограничивающий осевое перемещение поршня 7 и служащий в качестве ведущего диска фрикциона. От перемещения упорный диск фиксируется стопорным кольцом.

Блокировка осуществляется жидкостью, поступающей от насосов гидромеханической трансмиссии. Рабочая жидкость от насоса через каналы в крышке картера коробки передач подается в продольный канал а в ступице направляющего аппарата. Затем по наклонному каналу в ступице 23 направляющего аппарата и радиальному каналу в турбинном валу 26 жидкость поступает во внутреннюю полость турбинного вала, откуда по радиальному каналу в передней части вала 26 и наклонному каналу в ступице 10 в рабочую полость (бустер) корпуса фрикциона. Под давлением жидкости поршень перемещается в осевом направлении, сжимая ведущие и ведомые диски. При выключении фрикциона жидкость сливается из рабочей полости, и ведущие и ведомые диски расходятся.

Для создания круга циркуляции гидротрансформатора жидкость от насоса через продольный канал б в ступице 23 направляющего аппарата и радиальный канал во внутренней обойме механизма свободного хода поступает в рабочую полость гидротрансформатора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..