Педаль 1 сцепления автомобиля МАЗ-525 установлена на валу 4 педалей
управления и выходит в кабину через прорезь в наклонной части пола
кабины (фиг. 37). На валу 4 закреплен рычажок 3 серьги с запрессованным
на конце штифтом. На этот штифт опирается серьга 2 вспомогательной
пружины 5 оцепления. Вспомогательная пружина одним концом закреплена на
серьге, а вторым на регулировочном винте 6, с помощью которого можно
изменять усилие пружины.
При выключенном сцеплении педаль всегда отпущена и рычаг 3 занимает
такое положение, при котором линия действия силы, создаваемой натянутой
пружиной, проходит ниже оси вала 4 педалей, создавая момент,
удерживающий педаль сцепления, а следовательно, и вилку выключения
сцепления 22 (фиг. 35) в отведенном положении. При выключении сцепления
педаль 1 (фиг. 37) поворачивает вал 4, а с ним и рычаг 3 против часовой
стрелки. При этом серьга с пружиной поднимаются вверх, и линия действия
силы проходит выше оси вала, создавая момент, действующий в сторону
поворота педали, т. е. момент, помогающий водителю. Величина этого
момента зависит от усилия пружины и от плеча, на которое отклоняется
линия действия силы от оси вала педалей.
Усилие от педали сцепления передается через рычаг, тягу 8 к рычагу 10,
установленному на конце вала 23 (фиг. 35) вилки выключения сцепления, а
затем через вал 23 к вилке 22 выключения сцепления.
Изменяя длину тяги 8 (фиг. 37) рычага педали сцепления, можно
регулировать зазор между муфтой нажимных рычажков и упорным подшипником.