СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ двигателя Д-12А автомобилей МАЗ-525 и МАЗ-530

  Главная      Автомобили - МАЗ     Сверхтяжёлые автомобили-самосвалы МАЗ-525 и МАЗ-530 (Смирнов М.В., Солонский А.С.) - 1960 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 


СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ двигателя Д-12А автомобилей МАЗ-525 и МАЗ-530



Система охлаждения двигателя Д-12А жидкостная с принудительной циркуляцией жидкости от водяного насоса.

Водяной насос двигателя центробежного типа. Охлаждающая жидкость, подходящая к центру крыльчатки, захватывается лопатками

крыльчатки при ее вращении и под действием центробежной силы отбрасывается к стенкам корпуса насоса, а затем через выходной патрубок направляется к рубашке двигателя. Валик крыльчатки получает вращение от коленчатого вала двигателя через нижний вертикальный вал приводного механизма.

Водяной насос (фиг. 32) состоит из корпуса 1 с запрессованной вставкой, раструба 17, торцовых уплотнителей, валика с крыльчаткой 15, двух шарикоподшипников 11, распорной втулки 9, маслоотражателя 8.

 

 

Вода подается к блоку двигателя через патрубок чугунного корпуса 1. Выше патрубка расположен квадратный фланец с центрирующим пояском и отверстиями для шпилек крепления насоса к фланцу нижней части картера.

Шарикоподшипник 11 и промежуточная вставка 14 из антифрикционного чугуна запрессованы в корпус. Торцовые поверхности вставки, тщательно обработанные и притертые, служат поверхностями трения деталей уплотнения.

Два боковых отверстия I во вставке просверлены после запрессовки ее в корпус и являются контрольными. Утечка воды или масла из отверстий указывает на неисправность одного из уплотнителей.

Чугунный раструб 17 имеет фланец с отверстиями, центрирующий буртик с конической заточкой и патрубок для подвода воды к крыльчатке. Между корпусом и раструбом помещена паронитовая прокладка.

Валик крыльчатки в верхней части имеет шлицы для ведущего кулачка 6 привода, а ниже шлицев — шейки для подшипников; на полированную поверхность валика надеты детали уплотнения. К фланцу внизу валика прикреплена штампованная крыльчатка из нержавеющей стали.

Валик и крыльчатку обрабатывают совместно; крыльчатку балансируют после закрепления на валике. Замена крыльчатки без балансировки всего узла не допускается.

Уплотнение состоит из текстолитовой шайбы 3, резинового уплотнительного кольца 13, опорной шайбы 12, пружины 2 или 5 и ведущей шайбы.

Торец текстолитовой шайбы, прижатый к торцу вставки, подрезан на конус (1,5°). Шайба имеет выточку под резиновое кольцо 13. Конусный торец шайбы притерт к торцу вставки до получения пояска шириной 1,5—3 мм. Шайба вращается вместе с валиком насоса, так как при помощи пружины связана с крыльчаткой.

В раструб насоса ввернут кран для слива воды из системы охлаждения.

На автомобиле МАЗ-525 установлен один шестилопастной вентилятор. Привод вентилятора осуществляется тремя клиновыми ремнями от коленчатого вала. Натяжение ремней привода вентилятора регулируется при помощи винта, передвигающего промежуточный натяжной шкив.

На автомобиле MA3-530 установлены два двенадцатилопастных вентилятора. Каждый вентилятор приводится во вращение двумя клиновыми ремнями.

Натяжение ремней вентиляторов происходит автоматически с помощью пружины, давление которой можно регулировать в определенных пределах, завертывая или отвертывая регулировочную гайку.

Натяжение ремня вентилятора должно быть таким, чтобы при нажатии пальцем в середине свободной части ремя с усилием около 10 кг ремень прогибался на величину, равную примерно толщине ремня (13—19 мм).

В летнее время для системы охлаждения двигателя следует применять мягкую чистую воду. В качестве охлаждающей жидкости разрешается применять воду, смягченную раствором каустической соды (40 г на 60 л воды) или раствором тринатрийфосфата (0,5—2 г на 1 л воды в зависимости от ее жесткости).

В зимнее время систему охлаждения следует заправлять жидкостью В2, замерзающей при низкой температуре (антифризом), состоящей из смеси воды (45%) и этиленгликоля (55%). Жидкость желтоватая, слегка мутная с удельным весом 1,055—1,07 и температурой замерзания —40°С.

Для нормальной работы двигателя и длительного срока службы температура жидкости в системе охлаждения при работе двигателя на эксплуатационных режимах должна быть на выходе из головки блока

цилиндров +65°--Ь75°С, но не выше +95°С для автомобиля МАЗ-525

и не выше +100°С для автомобиля MA3-530 при закрытой системе.

Уход за системой охлаждения сводится к наблюдению за уровнем охлаждающей жидкости и доливке ее при необходимости, к наблюдению за состоянием радиатора и натяжением ремней вентилятора, ж промывке системы охлаждения, а также к своевременному устранению течи в местах соединения.

Для слива воды из системы охлаждения при длительных стоянках автомобиля нужно открыть кран на водяном насосе. При этом надо следить, чтобы вода вытекала из сливного отверстия непрерывной струей, а количество вытекшей воды соответствовало бы примерно заправочной емкости системы охлаждения. После слива воды из системы охлаждения следует удалить остатки воды из водяного насоса, провертывая двигатель стартером без подачи топлива.

При неполностью слитой воде, даже оставшихся ее каплях крыльчатка водяного насоса примораоюивается, что может привести к аварии.

Жидкость, замерзающую при низкой температуре, следует залить (2,5 л) через заливную горловину и, когда она начнет вытекать через сливной кран водяного насоса, закрыть кран. Если в систему охлаждения не залита такая жидкость, сливной кран следует оставлять открытым.

Если при сливе воды засорится или примерзнет сливной кран и вода не будет вытекать, нужно во избежание замораживания двигателя прочистить кран проволокой и отогреть его ветошью, смоченной горячей водой. Прогревать кран открытым пламенем не разрешается.

 

 

 

Фиг. 32. Водяной насос:
1 — корпус насоса; 2 — пружина уплотнения для воды; 3 — текстолитовая шайба уплотнения; 4 — шайба уплотнения; 5 — пружина уплотнения для масла; 6 — кулачок привода; 7 — упорная шайба; 8 — маслоотражатель; 9 — распорная втулка; 10 — стопорное кольцо; 7 — шарикоподшипник; 12—опорная шайба; 13 — резиновое уплотнительное кольцо; 14 — вставка; 15 — крыльчатка с валиком; 16 — прокладка; 17 — раструб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..