Устройство для остановки двигателя при падении
давления масла в главной магистрали двигателя Д-12А автомобилей МАЗ-525 и
МАЗ-530
Для предохранения дизеля от аварии из-за подплавления вкладышей коренных
и шатунных подшипников вследствие понижения давления масла в главной
магистрали или отсутствия масла в системе на топливном насосе имеется
устройство, допускающее пуск двигателя только после создания в главной
магистрали давления масла не менее 2,5 кг/см2.
Устройство состоит из -клапана остановки и
приспособления, включающего клапан остановки в аварийных случаях (фиг.
31).
Корпус 4 ввернут во втулку топливоподводящего канала топливного насоса и
зажимает наконечник 3 трубки подвода топлива. Два радиальных канала в
корпусе 4 соединяют его полость в с наконечником. Внутри корпуса
помещается полый золотник 5 с двумя радиальными отверстиями. Один торец
золотника имеет упорный буртик и гнездо для шарика 6 с пружиной.
Корпус 9 выключающего приспособления прижимает наконечник трубки подвода
масла к устройству для остановки двигателя. Наконечник соединяется с
полостью корпуса 9 двумя радиальными отверстиями. Внутри корпуса
расположен шток 8 с кнопкой 12. Шток отжимается в крайнее положение
пружиной 11, на которую надет снаружи предохранительный щиток из
алюминиевой фольги, скрепленный проволокой и запломбированный.
Для предохранения от течи масла по штоку в корпусе поставлен резиновый
сальник, зажатый гайкой 10. Резьбовая пробка 7 ввернута в корпус 4,
законтрена проволокой и запломбирована.
Соединение в местах подвода и отвода топлива и масла уплотнены
медноасбестовыми кольцами.
Под давлением, создаваемым ручным маслоподкачивающим насосом, масло
отжимает шарик 16 запорного клапана и подпорный шарик 14 двойного
клапана и поступает в канал масляного фильтра, соединяющегося с главной
магистралью. Одновременно часть масла через отверстие е проходит в
трубку 13, заполняя полость г.
Под давлением масла в полости г золотник 5, сжимая пружину 2,
перемещается в крайнее положение налево, совмещая при этом отверстия а
корпуса 4 и отверстия б золотника и открывая доступ топлива к топливному
насосу.
Золотник, прижимаясь при перемещении притертым пояском к выступу корпуса
4, препятствует попаданию топлива в масло. При неработающем двигателе
попаданию топлива в систему смазки препятствует шарик 6 с пружиной.
После пуска двигателя масло из системы смазки поступает в полость г
через отверстие д; при этом шарики 14 и 16 прижаты к седлам давлением
масла, создаваемым масляным насосом.
Если давление масла в главной магистрали падает ниже 2,5 кг/см2,
золотник 5 под давлением пружины 2 перемещается в крайнее положение
направо и перекроет отверстие а; подача топлива к насосу прекращается и
двигатель останавливается.
В случае крайней необходимости пуска при давлении масла в главной
магистрали ниже 2,5 кг/см2 или недопустимости остановки двигателя,
несмотря на пониженное давление масла, предусмотрено выключающее
приспособление.
Для выключения клапана остановки следует, сняв предохранительный щиток,
нажать на кнопку 12. При этом шток 8 передвинет золотник в крайнее
положение налево, совместит отверстия а и б, и топливо пройдет в насос.
Если необходимо работать при пониженном давлении масла, на кнопку нужно
нажимать непрерывно в течение всего времени работы двигателя.
Следует помнить, что каждый такой пуск и работа двигателя при пониженном
давлении отрицательно «влияют на его состояние. Поэтому пользоваться
кнопкой 12 можно только в исключительных случаях.
После пуска при нажатой кнопке 12 устанавливают на место
предохранительный щиток и закрепляют его проволокой.
Если в баке имеется менее 25 л масла, пускать
двигатель не разрешается, так как это может привести к подплавлению
вкладышей подшипников.
Уход за системой смазки заключается в наблюдении за уровнем масла в
баке, в доливке топлива по мере расходования масла, в промывке системы
смазки, масляного фильтра, а также в устранении течи в местах соединения
маслопроводов. Для промывки системы смазки в масляный бак заливают 25—30
л горячего масла, пускают двигатель и дают ему проработать при малых
числах оборотов в течение 3—5 мин., после чего масло сливают.
Для слива масла из системы смазки двигателя надо отвернуть -сливную
пробку на заднем отстойнике и дренажную масляную пробку со стороны
приводного механизма в нижней половине картера. При сливе масла из
системы нужно открыть пробку заливной горловины бака.