Автомобиль ЛуАЗ-969М. Руководство - часть 7

 

  Главная      Автомобили ЛуАЗ     Автомобиль ЛуАЗ-969М. Руководство по ремонту

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..

 

 

Автомобиль ЛуАЗ-969М. Руководство - часть 7

 

 

 

98 

При выключенном сцеплении передней опорой для вала 11 (рис. 103) является только подшипник 12, ус-

тановленный в расточке болта крепления маховика. Вращение вала 11 в этом подшипнике имеет место толь-
ко в случаях вращения маховика и вала 11 с разными скоростями (т. е. при выключенном сцеплении, а так-
же при пробуксовке сцепления).

 

Подшипник 12 смазывается тугоплавкой смазкой № 158. В эксплуатации замена в нём смазки необяза-

тельна. В случае снятия коробки передач (вал 11 снимается вместе с коробкой передач) целесообразна добав-
ка в подшипник 1...2 г смазки № 158 или Литол-24.

 

Подшипник в подпятнике выключения сцепления — закрытого типа. В эксплуатации добавка или заме-

на в нём смазки не производится.

 

Порядок снятия коробки передач см. «Силовой агрегат. Снятие и установка».

 

Привод выключения сцепления. На автомобиле применён гидравлический привод выключения сцепле-

ния. Педаль (рис. 107) с запрессованными пластмассовыми втулками установлена на общей с педалью 
тормоза оси 8. Ось установлена на общем для главных цилиндра сцепления 10 и цилиндров тормозов крон-
штейне 9. Силовой агрегат на автомобиле подвешен на амортизационных опорах и, следовательно, в преде-
лах эксплуатационной деформации опор совершает пространственные колебания по отношению к кузову. В 
этой связи для предотвращения облома трубка 14 привода скобкой 12 закреплена к кузову и скобкой 13 к по-
перечине передней опоры силового агрегата и между этими опорными точками имеет компенсационный ви-
ток аТрубка — стальная оцинкованная Ø6 мм и толщиной стенки 0,7 мм. Развальцовка концов трубки пока-
зана на рис. 108.

 

 

Рис. 108. Развальцовка концов соединительной трубки 

 

Рис. 109. Цилиндр привода выключения сцепления: 
1 — цилиндр; — кольцо стопорное: 3 — колпак защит-
ный; — поршень; — манжета; — грибок распорный; 
7 — пружина; — клапан; колпачок клапана 

 
Цилиндр привода выключения сцепления состоит из чугунного цилиндра 1 (рис. 109), поршня 4, манже-

ты 5, прижимаемой к поршню пластмассовым распорным грибком под усилием пружины 7. При нажатии 
на педаль манжета под усилием рабочей жидкости перемещает поршень с установленным в него толкателем 
1 (рис. 110). Под действием толкателя рычаг с установленным в его вилку подпятником нажимает на пяту 
трёх рычагов 16 (рис. 103). При этом рычаги 16 пальцами 19, преодолевая усилие пружины 6, отжимают 
нажимной диск 5, освобождая накладки ведомого диска от сцепления с нажимным диском и маховиком 
— сцепление выключено.

 

Ход педали от её верхнего крайнего положения до упора в полик равен 166 мм (измерен по центру пло-

щадки педали).

 

Номинальный эксплуатационный зазор между пятой (рис. 110) и подпятником должен быть в преде-

лах 3...4 мм. Свободный ход рычага при этом находится в пределах 5...6 мм, а педали сцепления — 29...43 
мм.

 

Признаком исправной работы привода выключения сцепления является ход (22

-3

) мм толкателя 1 при хо-

де педали в пределах от 140 мм до упора в полик (если передачи при этом включаются бесшумно). Если при 
ходе педали до упора в полик толкатель передвигается менее чем на 19 мм и имеет место шумное включение 
передач, то это свидетельствует о наличии воздуха в гидроприводе или его негерметичности, или о большом 
зазоре между пятой и подпятником.

 

При отпущенной педали:

 

 - оттяжная пружина (рис. 107) педали должна удерживать педаль в верхнем крайнем положении: 
 - возвратная пружина 17 (рис. 111) поршня главного цилиндра привода выключения сцепления должна 

чётко возвращать поршень до упора в упорную шайбу 12;

 

 

99 

 - оттяжная пружина 25 (рис. 107) вилки выключения сцепления должна чётко возвращать поршень ци-

линдра привода выключения сцепления в его исходное положение.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 110. Регулировка свободного хода педали сцепления: 

1 — толкатель вилки; — контргайка; 3 — гайка регулиро-

вочная; — шплинт; — подпятник выключения сцеп пения; 
— пята рычагов; 7 — возвратная пружина вилки выключения 
сцепления; — рычаг вилки выключения сцепления; — пру-
жина оттяжная вилки выключения сцепления; 10 — трубка при-
вода выключения сцепления; 11— цилиндр выключения сцеп-
ления; 3...1 мм — номинальный эксплуатационный зазор между 
пятой и подпятником 5; 5...6 мм — свободный ход рычага 8, 
соответствующий размеру 3...4 мм; (22

-3

) мм ход толкателя 1 для 

выключения сцепления при размере 3...1 мм 

 
 
 

Данные для проверки технического состояния этих пружин приведены в табл. 4.

 

Таблица 4

 

Пружина 

Позиция на 

рисунке 

Общая длина в 

свободном со-

стоянии, мм 

Контрольная 
нагрузка, кгс 

Общая длина под 

контрольной нагруз-

кой, мм 

Оттяжная педа-

ли сцепления 

3 (рис.107) 

~80 

12±0,6 

160 

Возвратная 

поршня главно-

го цилиндра 

17 (рис.111) 

~82 

3±0,3 

58 

Оттяжная вилки 

выключения 

сцепления 

25 (рис.107) 

~58 

3,55±0,4 

95 

 
 
 
 
 

Рис. 111. Цилиндр главный сцепления: 
а

 — компенсационное отверстие; b — перепу-

скное отверстие; 1 — крышка бачка; — сетка; .3 
— корпус бачка; 4 — штуцер бачка; — проклад-
ка; — шпилька; 7 — колпак защитный; — тол-
катель; 9— контргайка; 10 — вилка толкателя; 11 
— кольцо стопорное; 12 — шайба упорная; 13 — 
манжета поршня наружная; 14 — поршень; 15 — 
клапан поршня; 16 — манжета поршня внутрен-
няя; 17 — пружина с держателем в сборе; 18  
корпус; 19  прокладка штуцера; 20  штуцер. 

 
 

Конструкция главного цилиндра сцепления показана на рис. 111. От главных тормозных цилиндров он 

отличается только корпусом 18, штуцером 20 и отсутствием двойного клапана. Все остальные детали взаимо-
заменяемы. 

 

100 

IV.2.

 

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ 

Неисправность 

Способ устранения 

Сцепление пробуксовывает 

Полностью отсутствует свободный ход педали вы-
ключения сцепления (нет зазора между пятой отжим-
ных рычагов и подпятником) 

Отрегулируйте свободный ход наружного конца вилки выключе-
ния сцепления 

Замасливание или большой износ фрикционных на-
кладок 

Разберите сцепление, извлеките ведомый диск, тщательно про-
мойте бензином накладки и насухо протрите их. Сильно замас-
ленный или изношенный ведомый диск замените или приклепайте 
новые фрикционные накладки. Перед сборкой сцепления рабочие 
поверхности маховика и нажимного диска тщательно промойте 
бензином и насухо протрите. 

Уменьшение усилия нажимных пружин вследствие 
перегрева 

Замените нажимные пружины и термоизоляционные прокладки 
(весь комплект) 

Заедание деталей, отводящих нажимной диск от ве-
домого диски, вследствие износа трёх выступов на-
жимного диска 

Разберите механизм сцепления, удалите заусенцы с трущихся де-
талей или замените изношенные детали 

Засорение компенсационного отверстия главного ци-
линдра сцепления или перекрытие его кромкой внут-
ренней манжеты 

Отвинтите пробку главного цилиндра и мягкой проволокой Ø0,6 
мм прочистите компенсационное отверстие. Если отверстие пере-
крывается манжетой, снимите главный цилиндр, разберите его и 
тщательно промойте все детали свежей тормозной жидкостью или 
спиртом. После сборки убедитесь, что поршень энергично воз-
вращается назад до упора в шайбу, и проверьте мягкой проволо-
кой, не перекрыто ли компенсационное отверстие. При упоре про-
волоки в манжету цилиндр разберите снова и замените внутрен-
нюю манжету (допускается острым режущим инструментом под-
резать манжету до получения нормальной высоты). 

Разбухание манжет главного и рабочего цилиндров 
из-за применения тормозной жидкости плохого каче-
ства или несоответствующего состава, либо - из-за 
попадания в жидкость бензина, керосина или мине-
рального масла 

Тормозную жидкость слейте, всю систему гидропривода тщатель-
но промойте спиртом или свежей тормозной жидкостью, повреж-
дённые резиновые детали замените. Заполните систему тормозной 
жидкостью соответствующего состава и качества 

Неполное выключение сцепления (сцепление «ведёт») 

Недопустимое увеличение свободного хода наружно-
го конца вилки выключения сцепления 

Отрегулируйте нормальный свободный ход наружного конца вил-
ки выключения сцепления 

Коробление ведомого диска (в сборе с фрикционны-
ми накладками) 

Снимите механизм сцепления, извлеките ведомый диск, при тор-
цевом биении более 0,75 мм замените его 

Задиры рабочих поверхностей маховика или нажим-
ного диска 

Разберите механизм сцепления, снимите маховик с коленчатого 
вала прошлифуйте рабочие поверхности или замените повреж-
дённые детали 

Заедание ступицы ведомого диска на шлицах ведуще-
го вала коробки передач 

Замените ведомый диск. При значительном износе или смятии 
шлицов ведущего вала замените также и вал 

Полный ход педали сцепления меньше необходимого  Отрегулируйте нормальный полный ход педали сцепления 

Наличие воздуха в системе гидропривода. Утечка 
рабочей жидкости из системы 

Удалите воздух из системы. Долейте жидкость в бачок главного 
цилиндра сцепления и при нажатой до упора в пол педали про-
верьте герметичность трубопровода, соединения бачка и рабочего 
цилиндра. В случае обнаружения подтекания подтяните соедине-
ние до устранения течи, неисправные детали замените. При течи 
жидкости из рабочего цилиндра разберите цилиндр, тщательно 
промойте детали свежей тормозной жидкостью или спиртом, 
вновь соберите рабочий цилиндр и проверьте, нет ли течи. В слу-
чае обнаружения повреждений манжеты или раковинок и рисок на 
зеркале рабочего цилиндра дефектные детали замените 

Нарушение герметичности главного цилиндра сцеп-
ления из-за повреждений внутренней манжеты, зер-
кала цилиндра или загрязнения рабочих деталей узла 

Снимите с автомобиля и разберите главный цилиндр сцепления, 
тщательно промойте все детали свежей тормозной жидкостью или 
спиртом и при отсутствии рисок, задиров и раковин на зеркале 
главного цилиндра, а также при исправной внутренней манжете 
установите цилиндр на автомобиль. При необходимости замените 
повреждённые детали или главный цилиндр в сборе 

 

101 

Толчкообразное движение автомобиля при трогании с места (несмотря на плавное включение сцепления) 

Потеря упругости пружинных пластин ведомого дис-
ка 

Замените ведомый диск в сборе 

Износ окон под пружины гасителя крутильных коле-
баний в ведомом диске, ступице и пластине гасителя 
крутильных колебаний. Осадка или поломка пружин 
гасителя крутильных колебаний 

Замените ведомый диск в сборе 

Задиры на рабочих поверхностях маховика, нажимно-
го диска или фрикционных накладок ведомого диска 

Прошлифуйте рабочие поверхности маховика, нажимного диска 
или замените фрикционные накладки ведомого диска 

Шум в механизме при выключении сцепления 

Износ деталей гасителя крутильных колебаний 

Замените ведомый диск в сборе 

Повышенное биение пяты отжимных рычагов 

Снимите механизм сцепления и регулировкой положения пяты 
отжимных рычагов устраните повышенное биение пяты 

Перекос и биение ведомого диска 

Снимите сцепление, извлеките ведомый диск, отрихтуйте его или 
замените новым 

Задевание обоймы подпятника за пяту сцепления 
вследствие износа подпятника 

Замените подпятник 

Педаль сцепления не возвращается в исходное положение после снятия с неё усилия 

Поломка или ослабление оттяжной пружины сцепле-
ния 

Замените оттяжную пружину 

Заедание оси вилки во втулках или в гнёздах картера 
сцепления 

Снимите коробку передач, извлеките ось, осмотрите втулки, уст-
раните причину заедания, смажьте детали и установите их на ме-
сто, при необходимости замените втулки 

Увеличение усилия, требуемого для выключения сцепления 

Заедание в шарнирных соединениях механизма сцеп-
ления или его привода 

Устраните заедание или замените изношенные детали 

Дрожание педали в начальный момент выключения сцепления 

Повышенное биение пяты отжимных рычагов 

Снимите механизм сцепления и регулировкой положения пяты 
отжимных рычагов устраните повышенное биение пяты 

 

IV.3.

 

РЕМОНТ 

 
Разборка и сборка. 
Для снятия сцепления снимите силовой агрегат с автомобиля, отсоедините коробку 

передач от двигателя, зафиксируйте маховик от проворачивания, отвинтите болты крепления сцепления и 
снимите его.

 

Для разборки и сборки сцепления рекомендуем иметь: приспособление (рис. 112); ключ торцовый с го-

ловками 12, 17 мм; ключ рожковый 14 мм; отвёртку с шириной лезвия не более 6 мм; плоскогубцы комбини-
рованные; ножовку по металлу и клещи (рис. 113). 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 112. Приспособление для разборки и сборки ведущего диска 

сцепления: 

1— плита; — опора; — винт; 4 — кронштейн прижимной; 
 рукоятка зажима; — винт; — упор специальный; 8 — винт 
зажима 

 

 

102 

 
 
 
 

Рис. 113. Клещи для фиксации регулировочных гаек, 

пальцев сцепления; 

1 — клещи; 2 — регулировочная гайка; — палец на-
жимного диска 

 
 

Перед разборкой сцепления очистите его от пыли и протрите. Пометьте совместное расположение дета-

лей для установки их по меткам при последующей сборке. Затем:

 

 - установите кожух на специальное приспособление (а при отсутствии его можно воспользоваться махо-

виком двигателя), распилите буртики регулировочных гаек (рис. 104), вдавленные в пазы пальцев 5; 

- с помощью ключа и отвёртки отвинтите регулировочные гайки и снимите опорные шайбы 3, пяту 8, 

рычаги 7 и пружины 12;

 

 - отверните рукоятку 5 (рис. 112) приспособления и снимите скобу 4, кожух (рис. 104), стаканы 9, на-

жимные пружины 10 и термоизоляционные прокладки 11;

 

 - снимите пружинное кольцо (рис. 106) и шайбы 7 с оси вилки;

 

 - отвинтите гайку 12, снимите шайбу 13, осторожно выбейте клин 14 и извлеките ось вилки из опор кар-

тера сцепления и вилки выключения сцепления. Снимите пружину и втулки и 3;

 

 - снимите два соединительных звена и подпятник;

 

 - выпрессуйте сальник (рис. 103) из картера сцепления (только при необходимости замены).

 

 
Проверка деталей. 
Потребность в проверке деталей механизма сцепления возникает обычно при износе 

фрикционных накладок или графитового подпятника. Остальные детали изнашиваются незначительно, при-
чём их износ не приводит к потере работоспособности механизма.

 

Картер сцепления. Уплотняющие поверхности картера не должны иметь рисок, забоин и трещин.

 

Риски и забоины зачистите, при обнаружении трещин заварите или замените картер.

 

Проверьте размеры втулок и оси вилки (см. табл. 6), зазор между втулками и осью не должен превышать 

0,6 мм. При увеличенном зазоре втулки замените.

 

Ведомый диск. Убедитесь в лёгкости перемещения ступицы диска по шлицам вала. При значительном из-

носе шлицев ступицы или вала (перекос ступицы на валу), изношенные детали замените. 

Фрикционные накладки не должны быть замасленными, поломанными, сгоревшими или изношенными до 

головок заклёпок. В случае выявления указанных повреждений накладки замените, т. к. при наличии указан-
ных дефектов уменьшается коэффициент трения между ведущим и ведомыми элементами, что приводит к 
пробуксовке сцепления при разгоне автомобиля или при повышении сопротивления его движению.

 

Проверьте состояние торцов, наружного диаметра и упругость пружин 5 (рис. 105) демпфера.

 

По торцам и наружному диаметру пружины демпфера не должны иметь следов натиров и выработки глу-

биной более 0,2 мм. При выработке более указанной пружины замените. Длина пружин демпфера в свобод-
ном состоянии 24,25...24,75 мм, а при сжатии под нагрузкой 42...50 кгс - 21,5 мм.

 

Момент трения в демпфере ведомого диска при проверке должен находиться в пределах 0,375...0,9 кгс·м, 

при этом поверхности трения диска 10, ступицы 6, колец 7 и пластины демпфера 8, должны быть чистыми и 
сухими.

 

При замене фрикционных накладок осторожно (не задев пружинные пластины диска) высверлите свер-

лом Ø4,2 мм заклёпки и снимите повреждённые накладки.

 

Пользуясь ведомым диском, как кондуктором, просверлите в новых фрикционных накладках восемна-

дцать отверстии Ø4,2...4,4 мм и девять из них (через одно) рассверлите напроход Ø9 мм.

 

Оставшиеся девять отверстий раззенкуйте под головки заклёпок сверлом Ø9 мм с углом заточки 140° на 

глубину 1,35...1,85 мм.

 

Перед приклёпкой фрикционных накладок внимательно осмотрите пружинные пластины ведомого диска 

и проверьте, нет ли на них трещин и глубоких царапин. Если указанные повреждения отсутствуют, прикле-
пайте новые фрикционные накладки к диску.

 

Наложите фрикционную накладку на диск так, чтобы зенкованные отверстия были обращены наружу 

большим диаметром и отверстия в пружинных пластинах, обращённые выпуклой стороной к накладке, сов-
падали с отверстиями Ø4,2 мм во фрикционной накладке.

 

В первую очередь расклёпывайте при помощи оправки заклёпки, находящиеся в диаметрально противо-

положных отверстиях.

 

Приклепав одну фрикционную накладку, также приклепайте вторую. При этом зенкованные отверстия 

одной накладки должны совпадать с незенкованными отверстиями другой.

 

 

103 

После приклёпки обеих фрикционных накладок проверьте: утопание головок заклёпок — они должны 

быть утоплены относительно рабочей поверхности накладки на 1,0...1,6 мм; толщину диска в сборе в свобод-
ном состоянии, которая должна быть 8,1...8,7 мм.

 

После приклёпки фрикционных накладок проверьте биение рабочих поверхностей накладок ведомого 

диска относительно оси ступицы (на оправке или на ведущем валу коробки передач), которое допускается не 
более 0,60 мм. При необходимости отрихтуйте диск. 

На этой же оправке отбалансируйте статически диск. Допустимый дисбаланс составляет 15 г·см. Повы-

шенный дисбаланс устраните установкой балансировочных грузиков с лёгкой стороны в специальные отвер-
стия в ведомом диске, которые расположены между пружинными пластинами. Для закрепления грузиков их 
концы расклепайте. В зависимости от величины дисбаланса ведомых дисков для их балансировки использу-
ются грузики с разной высотой головки. 

Для изготовления балансировочных грузиков применяйте прутковую сталь или латунь любых марок, ко-

торые хорошо поддаются расклёпке. 

При статической балансировке в случае большого дисбаланса допускается снятие материала фрикцион-

ных накладок в местах F глубиной до 2 мм. 

Нажимной диск. Проверьте неплоскостность рабочей поверхности диска (рис. 104). Неплоскостность 

допускается не более 0,05 мм. 

Внимательно проверьте поверхности трения при обнаружении задиров, забоин, кольцевых рисок, следов 

износа, а также коробления нажимного диска прошлифуйте его рабочую поверхность. Шлифование нажим-
ного диска и связанное с этим уменьшение его толщины снижает суммарное рабочее усилие нажимных пру-
жин 10. Для сохранения этого усилия при сборке сцепления установите шайбы между торцами изоляционных 
прокладок 11 и опорными площадками в нажимном диске сцепления 2. Толщина шайбы должна быть равна 
толщине снятого при шлифовании слоя металла. 

Боковые поверхности трёх выступов не должны иметь износа более 0,2 мм. При большем износе проис-

ходит заедание рычагов 7, поэтому диск необходимо заменить. 

Рабочие поверхности нажимных рычагов 7, упорных стоек 6, опорных шайб не должны иметь износа 

более 0,2 мм. 

При большем износе замените изношенные детали или весь узел в сборе. 
Проверьте упругость нажимных пружин. Рабочее усилие каждой из нажимных пружин (при сжатии её до 

размера 31,0 мм) — 50,5...56,5 кгс. По величине рабочего усилия нажимные пружины сцепления сортируются 
на две группы: 

1-я группа 

2-я группа 

Рабочее усилие, кгс: 

50,5...53,5 

53,5...50,5 

Цвет: 

 

 

коричневый 

зелёный 

На одно сцепление ставятся нажимные пружины одного цвета, однако допускается установка (через од-

ну) пружин другой группы. 

Подпятник выключения сцепления. Осмотрите шариковый закрытый подшипник подпятника, если осевой 

зазор более 0,35 мм, то подпятник замените. 

Проверьте наличие смазки в подшипнике, при отсутствии смазки подпятник замените или заполните под-

шипник смазкой. Для этого промойте его в бензине или растворителе и просушите, затем в ванне нагрейте 
смазку ЛЗ—31 до температуры 150...170 °С и поместите в неё подпятник в сборе на 15...20 мин. После этого 
остудите ванну вместе с подпятником до температуры не выше 50 °С, извлеките и протрите его снаружи.

 

Поверхности цапф обоймы не должны иметь износа более 0,3 мм. При большем износе подпятник заме-

ните.

 

Игольчатый подшипник ведущего вала коробки передач передний. Проверьте свободу вращения иголок 

подшипника в болте маховика. Вращение должно быть свободным, без заедания. Промойте подшипник и за-
правьте тугоплавкой смазкой № 158 в количестве 2...3 г.

 

Сборка. При сборке устанавливайте детали по меткам, нанесённым при разборке. Порядок сборки:

 

 - установите сальник (рис. 103) в картер 10 сцепления, смазав наружный диаметр и рабочую кромку 

сальника маслом для двигателя, проверьте правильность установки пружины сальника;

 

 - установите втулки и (рис. 106);

 

 - смажьте рабочие шейки оси смазкой № 158, введите её во втулку 3, установите на ось пружину и 

вилку выключения. Затяните гайку 12 клина 14 (момент 2,2...3,2 кгс·м);

 

 - проверьте и при необходимости установите осевое перемещение оси 4 (0,1...0,5 мм), которое обеспечи-

вается подбором опорных шайб 7;

 

 - установите на вилку подпятник, смазав цапфы его обоймы смазкой № 158, и закрепите соединитель-

ными звеньями 9;

 

 - соберите нажимной диск сцепления с кожухом (рис. 104). Перед сборкой опорные поверхности шайбы 

3, упорных стоек 6, рычагов 7 и пяты слегка смажьте смазкой № 158;

 

 - отрегулируйте предварительно положение пяты (размер 52±0,37 мм), регулировочные гайки при этом 

не стопорите;

 

 

104 

 - снимите сцепление в сборе с приспособления и прокачайте его, нажимая на пяту рычагов при помощи 

рычажного или винтового пресса. Ход пяты при этом должен быть 11 мм (количество качков не менее 150).

 

При замене нажимного диска сцепление в сборе статически отбалансируйте (допустимый дисбаланс 20 

г·см). Повышенный дисбаланс устраните высверливанием металла в радиальном направлении по наружному 
диаметру нажимного диска 2. Металл удаляют сверлом Ø7 мм (глубина сверления до 6 мм), с расстоянием от 
рабочего торца диска до центра сверления 6 мм.

 

При балансировке нажимной диск установите на контрольные отверстия 

а

После балансировки на на-

жимной диск и кожух нанесите метки для предотвращения смещений при повторной сборке и нарушения при 
этом балансировки. Метки 

b

 нанесите на одном из выступов нажимного диска и на плоском участке поверх-

ности кожуха сцепления.

 

Установка и окончательная регулировка. Установите ведущий вал коробки передач или оправку 

(рис. 114) в подшипник 11, протрите опорную поверхность маховика и установите по шлицам оправки ведо-
мый диск сцепления 3. Установите на маховик 1 диск с кожухом в сборе, совместив при этом цифры, нане-
сённые на кожухе сцепления и маховике (рис. 115).

 

Этим сохраняется взаимное положение деталей, которое было при динамической балансировке коленча-

того вала в сборе с маховиком и сцеплением. Закрепите сцепление болтами (рис. 114) (момент затяжки 
1,6...2,0 кгс·м).

 

 

 

Рис 114 Установка ведомого диска сцепления с помощью оправки: 

1 — маховик; 2 — болт крепления сцепления; 3 — ведомый диск сцепления; 4 — нажимной диск; 5 — пята; 
6 — оправка; 7 — рычаг; 8 — упорная стойка рычага; 9 — регулировочная гайка; 10 — палец; 11 — подшип-
ник. D — метки на нажимном диске, кожухе сцепления и маховике 
 
Примечание

. Перед регулировкой биения пяты необходимо выбрать зазоры между стойками и рычагами в 

сопряжениях а. 

 

Подготовьте приспособление (см. рис. 51) для окончательной регулировки положения пяты сцепления на 

двигателе.

 

Установите перемычку с индикатором на установочную плиту 5, по контрольной стойке пяты задайте 

натяг 0,5...1,0 мм и совместите стрелку индикатора с нулевым показанием шкалы (контрольная стойка ус-
тановлена на номинальный установочный размер пяты, равный 52±0,37 мм).

 

Установите приспособление для проверки биения пяты на шпильки картера (рис. 116) и закрепите его.

 

 

105 

Отрегулируйте положение пяты (рис. 114), т. е. установите размер 52±0,37 мм и параллельность плос-

кости В пяты сцепления относительно плоскости С маховика. Это осуществляется отвинчиванием или завин-
чиванием регулировочных гаек 9.

 

При регулировке рычаги 7 сдвиньте в крайнее положение от центра до упора в упорные стойки 8, т. е. за-

зора 

а

 в соединении не должно быть. Биение плоскости В пяты 5 допускается не более 0,1 мм. После регули-

ровки зафиксируйте клещами (рис. 113) регулировочные гайки 2, вдавив бурт на гайках в продольную про-
резь на торцах пальцев 3. После стопорения гаек биение пяты не должно превышать 0,8 мм.

 

 

 
 

 

Рис. 115. Установочные метки сцепления и маховика: 
— рычаги нажимного диска (сдвинуты в крайнее по-
ложение от центра до упора в выступы стоек рычага): 
А— метки (цифры) на кожухе сцепления и маховике 

 

Рис. 116. Приспособление для регулировки положения 
пяты сцепления на двигателе 

 

Регулировка зазора между пятой и подпятником. По мере износа фрикционных накладок ведомого 

диска (рис. 103) нажимной диск 5 смещается в сторону маховика, вследствие чего рычаги 16, поворачива-
ясь, перемещают пяту 15 в сторону подпятника — зазор уменьшается, и, следовательно, уменьшается сво-
бодный ход рычага (рис. 110) и педали сцепления.

 

Весьма малый зазор или его отсутствие приводит к ускоренному износу графитной шайбы подпятника. 

Отсутствие зазора может привести к пробуксовке ведомого диска сцепления, его ускоренному износу и к по-
тере упругости (из-за перегрева) нажимных пружин нажимного диска сцепления.

 

Если же регулировка произведена с установкой большого эксплуатационного зазора (или зазор увеличил-

ся в связи с быстрым износом по какой-либо причине графитовой шайбы подпятника), то это приводит к не-
полному выключению сцепления. Следствием неполного выключения сцепления будет шумность шестерён 
при включении передач, ускоренный износ или поломка блокирующих колец синхронизаторов и шестерён 
коробки передач, а также быстрый износ графитовой шайбы подпятника.

 

Нельзя регулировать величину свободного хода вращением гаек 18 (рис. 103), так как это приводит к пе-

рекосу пяты 15 и рычагов 16. Перекос пяты и рычагов в свою очередь вызывает при выключении сцепления 
перекос нажимного диска 5, что затрудняет выключение, и сцепление начинает «вести», затрудняя переклю-
чение передач.

 

Порядок регулировки:

 

 - снимите с рычага (рис. 110) оттяжную пружину 9 и с конца толкателя шплинт 4;

 

 - удерживая толкатель прижатым до упора в поршень цилиндра, поверните рычаг в сторону его сня-

тия с толкателя до упора подпятником в пяту (при этом ощущается сопротивление пружины 7, а упор под-
пятника в пяту может сопровождаться стуком). 

Измерьте величину хода рычага относительно регулировочной гайки на толкателе 1 по его оси, как 

показано на рисунке. При несоответствии хода отпустите контргайку и вращением гайки установите раз-
мер 5...6 мм, затем, удерживая толкатель от проворачивания, затяните контргайку, поставьте пружину и 
шплинт 4.

 

Главный цилиндр привода выключения сцепления. Надев шланг на клапан выпуска воздуха рабочего 

цилиндра и отвернув клапан на 1,5...2 оборота, выкачайте через него в чистую стеклянную ёмкость рабочую 
жидкость из гидропривода выключения сцепления;

 

- отвинтите соединительную гайку трубки гидропривода от главного цилиндра сцепления;

 

 

106 

- снимите шплинт, шайбу и палец крепления вилки толкателя к педали. Отвинтите гайки крепления ци-

линдра к кронштейну и снимите цилиндр.

 

Разборку и сборку цилиндра см. «Тормоза. Разборка и сборка главного тормозного цилиндра» (без снятия 

и установки деталей двойного клапана, которые в главном цилиндре сцепления отсутствуют).

 

Устанавливайте цилиндр в последовательности, обратной снятию. При этом:

 

 - проверьте величину полного хода педали от её верхнего крайнего положения до упора в полик (с изме-

рением по центру площадки) — ход должен быть 166±2 мм. При необходимости отрегулируйте ход, изменяя 
длину толкателя вращением вилки 10 (рис. 111) при отпущенной контргайке 9. После регулировки, удержи-
вая толкатель от проворачивания, затяните контргайку до отказа. При установке нового цилиндра его вилку 
толкателя снимите, а взамен навинтите вилку снимаемого цилиндра или вилку поставляемого в запчасти 
главного тормозного цилиндра 412-3505010-10, применяемого для контура гидропривода тормозов задних 
колёс;

 

 - затягивайте соединительные гайки трубки ключом 12x14 до отказа (без применения удлинителя); 
 - после установки заполните гидропривод рабочей жидкостью с удалением воздуха и проверкой герме-

тичности.

 

Рабочий цилиндр привода выключения сцепления. Надев шланг на клапан выпуска воздуха рабочего 

цилиндра и отвернув клапан на 1,5...2 оборота, выкачайте через него в чистую стеклянную ёмкость рабочую 
жидкость из гидропривода выключения сцепления;

 

 - отвинтите соединительную гайку трубки гидропривода от рабочего цилиндра сцепления;

 

 - снимите оттяжную пружину (рис. 110). Отвинтите гайки крепления цилиндра к картеру и снимите ци-

линдр со шпилек картера и с толкателя.

 

Устанавливайте цилиндр в последовательности, обратной снятию. При этом:

 

 - затягивайте соединительные гайки трубки ключом 12х14 до отказа (без применения удлинителя); 
 - заполните гидропривод рабочей жидкостью с удалением воздуха и проверкой герметичности;

 

 - отрегулируйте зазор между пятой и подпятником сцепления.

 

Разборка и сборка. Рабочее место, инструмент, а также ремонтируемый цилиндр должны быть чистыми 

во избежание повреждений рабочих поверхностей цилиндра и манжеты. Не протирайте детали ветошью во 
избежание попадания на уплотняющие поверхности волокон, которые могут нарушить герметичность;

 

 - снимите защитный колпачок (рис. 109) и выверните клапан 8;

 

 - снимите защитный колпак 3 и извлеките стопорное кольцо 2;

 

 - с помощью стержня Ø3 мм через отверстие подачи в цилиндр рабочей жидкости вытолкните поршень 

4, манжету и извлеките грибок распорный и пружину 7.

 

Собирайте цилиндр в последовательности, обратной разборке. Пригодность деталей к дальнейшей экс-

плуатации определите по табл. 5 в соответствии с нижеуказанными требованиями:

 

 - цилиндр с наличием продольных рисок нельзя применять (допускается удаление рисок расшлифовкой с 

последующим хонингованием с увеличением диаметра до 22,2 мм, не более). Шероховатость зеркала цилин-
дра не должна быть более 0,32 мкм; овальность и конусность допускается не более 0,03 мм;

 

 - расшлифованный цилиндр следует собирать только с новой манжетой. Если ремонт цилиндра вызван 

течью рабочей жидкости из-под защитного колпака, то независимо от его срока эксплуатации манжету также 
следует заменить новой;

 

 - перед сборкой все детали должны быть тщательно промыты в спирте или свежей рабочей жидкости и 

обдуты сухим сжатым воздухом. Внутреннюю поверхность цилиндра и манжету смазывают свежей рабочей 
жидкостью. 

Таблица 5 

Номинальные размеры, допуски, зазоры и натяги в основных сопряжённых деталях цилиндра привода 

выключения сцепления 

Допустимый 

зазор, мм 

натяг, мм 

Деталь 

Номинальный 

размер, мм 

Сопрягаемая деталь 

Номиналь-

ный размер, 

мм 

min 

max 

min 

max 

966-1602514 

Поршень 

966-1602516 

Манжета 

22

04

,

0

07

,

0

 

 

23,2±0,15 

966-1602512-А 

Цилиндр 

966-1602512-А 

Цилиндр 

 

22

+0,045 

 

22

+0,045

 

 

0,040 

 

– 

 

0,115 

 

– 

 

– 

 

1,005 

 

– 

 

1,350 

 

Педаль сцепления. Отсоедините от педалей сцепления и тормоза оттяжные пружины.

 

Отсоедините от педали сцепления шток главного цилиндра сцепления, сняв шплинт, шайбу и палец.

 

Снимите шплинт крепления оси педалей, сдвиньте влево до её выхода из педалей и снимите педаль сцеп-

ления. Выньте из педали втулки (при необходимости) и снимите накладку площадки педали. 

Устанавливайте педаль в последовательности, обратной снятию. Изношенные втулки замените новыми. 

Внутреннюю поверхность втулок смажьте графитной смазкой.

 

 

107 

V. 

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА И ДИФФЕРЕНЦИАЛ 

 

V.1.

 

УСТРОЙСТВО 

 

Коробка передач (рис. 117 и 118) — механическая двухвальная, трёхходовая, с пятью передачами вперёд 

и одной назад. Передаточное число I-ой передачи — 3,8, II-ой — 2,118, III-ей 1,409, IV-ой —0,964, пони-
жающей передачи — 7,2 и передачи заднего хода — 4,156. 

Ведущим является вал 26 (рис. 117) и имеющий с ним шлицевое соединение вал промежуточный 21. На 

них находятся все ведущие шестерни передач:

 

- I-ой передачи и передачи заднего хода (этой шестерней является сам вал 26, зубья которого находятся в 

зацеплении с ведомой шестерней 34  I-ой передачи), а также с промежуточной ведомой шестерней передачи 
заднего хода 25 (рис. 118);

 

- II-ой передачи (этой шестерней является сам промежуточный вал 21 (рис. 117), зубья которого находят-

ся  в зацеплении с ведомой шестерней 39  II-ой передачи);

 

- III-ей передачи 18, находящейся в зацеплении с ведомой шестерней 41  III-ей передачи;

 

- IV-ой передачи 12, находящейся в зацеплении с ведомой шестерней 43  IV-ой передачи; 
- понижающей передачи 8, имеющей с валом 21 шлицевое соединение и находящейся в зацеплении с од-

ним из венцов блока шестерён 47 понижающей передачи.

 

Ведомым валом коробки передач является ведущая шестерня 29 главной передачи переднего моста, на 

валу которой находятся все упомянутые выше ведомые шестерни передач. Передаточное число главной пе-
редачи — 4,125. Ведомая шестерня главной передачи установлена на дифференциале, передающем крутящий 
момент от коробки передач на полуоси.

 

В I-ой, II-ой, III-ей и IV-ой передачах одна из пары шестерён при выключенной передаче с валом жёсткой 

связи не имеет, а свободно вращается на подшипнике (на промежуточном валу на подшипниках 16 вращают-
ся шестерни 18 и 12, а на ведомом — шестерни 34 и 39). Таким образом, при выключённой передаче ведущий 
и ведомый валы коробки передач вращаются друг от друга независимо: ведомый вал вращается колёсами 
движущегося автомобиля через колёсные редукторы, полуоси и дифференциал, а ведущие — двигателем 
(при включённом сцеплении).

 

При включённых передаче и сцеплении и движущемся автомобиле ведущий вал передает крутящий мо-

мент двигателя на колёса или наоборот, при принудительном холостом ходе двигателя (торможении автомо-
биля двигателем) передаёт крутящий момент колёс на двигатель.

 

Ведущий и ведомый валы коробки передач от осевого перемещения удерживаются:

 

- вал 26 — установленным на наружной обойме подшипника упорным кольцом 23 и крышкой 24, за-

креплённой двумя болтами 25;

 

 -промежуточный вал 21 — установленным на наружной обойме подшипника упорным кольцом 23 и 

переходной пластиной 45;

 

- ведомый вал (шестерня ведущая главной передачи) 29 — фланцем наружного кольца подшипника 33 и 

крышкой 27, закреплённой четырьмя болтами 28 с пружинными шайбами 71.

 

Ось 30 (рис. 118) шлицевого вала 28 посажена в стенки картера с переходом от максимального зазора 

0,012 мм к максимальному натягу 0,019 мм. Диаметр оси в стенке картера со стороны паза на 0,04 мм больше 
остальной части. Дополнительно от осевого перемещения ось удерживается усом крышки 24 (рис. 117), вхо-
дящим в паз оси.

 

Включить I, II, III и IV передачу — это значит связать жёстко с валом ту из пары шестерён передачи, ко-

торая в выключенном положении вращается на подшипнике. Для этого на ведомом валу установлено специ-
альное устройство (синхронизатор) для включения I и II передач, а на ведущем валу — для включения III и 
IV передач (узел с муфтой 15).

 

 

 

108 

 

 

109 

 

Рис. 117. Коробка передач (вид сбоку): 

1 — пробка; 2 — шток ползуна переключения передач; 3 — картер понижающей передачи; 4 — прокладка; 5 — корпус 
управления переключением передач; 6 — гайка крепления промежуточного вала; 7 — шайба отгибная; 8 — шестерня 
ведущая понижающей передачи; 9 — подшипник ведомого и промежуточного валов 50305; 10 — прокладка; 11 — шай-
ба упорная шестерён; 12 — шестерня ведущая IV-ой передачи; 13 — прокладка верхней крышки коробки передач; 14 — 
шайба упорная шестерён; 15 — муфта включения синхронизатора III-ей и IV-ой передач; 16 — подшипник шестерён 
коробки передач 664907Е; 17 — втулки распорные шестерён; 18 — шестерня ведущая III-ей передачи; 14 — подшипник 
промежуточного вала передний 92206К; 20 — крышка верхняя; 21 — вал промежуточный; 22 — картер коробки пере-
дач: 23 — упорное кольцо; 24 — крышка заднего подшипника ведущего вала; 25 — болт; 26 — вал ведущий; 27 — 
крышка переднего подшипника; 28 — болт; 29 — шестерня ведущая главной передачи; 30 — картер сцепления; 31 — 
пробка маслосливного отверстия; 32 — прокладка регулировочная; 33 — упорный подшипник ведущей шестерни глав-
ной передачи 697306КУ; 34 — шестерня ведомая I-ой передачи; 35 — блокирующее кольцо синхронизатора; 36 — пру-
жина синхронизатора; 37 — шестерня заднего хода ведомая; 38 — сухарь синхронизатора; 39 — шестерня ведомая II-ой 
передачи; 40 — подшипник 305; 41 — шестерня ведомая III-ей передачи; 42 — шестерня привода спидометра; 43 — 
шестерня ведомая IV-ой передачи; 44 — подшипник ведущей шестерни главной передачи задний 92305; 45  пластина 
переходная; 46 — проставочное кольцо; 47 — блок шестерён понижающей передачи; 48 — прокладка; 49 — венец 
включения заднего моста; 50 — шайба упорная; 51 — гайка; 52 — шплинт; 53 — заглушка; 54 — ползун переключения 
передач; 55 — болт ползуна переключения передач; 56 — пластина рычага переключения передач; 57 — пластина рыча-
гов; 58 — пружина рычага; 59 — чехол; 60 — скоба отжимная рычага включения заднего моста; 61 — ось отжимной 
пружины и скобы; 62 — пружина отжимная; 63 — шток вилки включения понижающей передачи; 64 — вилка включе-
ния понижающей передачи; 65 — шток вилки включения заднего моста; 66 — вилка включения заднего моста; 67 — 
стакан пружины заднего хода; 68 — пружина заднего хода; 69 — кольцо стопорное; 70 — ось шлицевого вала; 71 — 
шайба пружинная; 72 — гайка; 73 — фланец зубчатый ступицы включения заднего моста; 74 — ступица включения 
заднего моста; 75 — сальник; 76 — гайка; 77 — кольцо маслосгонное подшипника ступицы; 78 — крышка подшипника; 
79 — прокладка; 80 — подшипник ступицы включения заднего моста 697306КУ; 81 — стопор оси блока; 82 — уплот-
нительное кольцо; 83 — подшипник опорный; 84 — шестерня ведомая понижающей передачи; 85 — блок включения 
понижающей передачи; 86 — ось блока понижающей передачи; 87 — редуктор привода спидометра; 88 — уплотни-
тельное кольцо; 89 — рычаг включения заднего моста; 90 — рычаг переключения передач; 91 — замок штока ползуна 
переключения передач; 92 — толкатель замка штока; 93 — замок штока вилки включения понижающей передачи; 94 — 
пробка замков блокировки; 
     I — схема включения заднего моста и понижающей передачи; II — схема переключения передач. 

 

 

 

110 

 

 

 

Рис. 118. Коробка передач (вид сверху, верхняя крышка снята): 

1  гайка; 2  кронштейн механизма включения заднего хода; 3 — болт; 4 — рычаг переключения зад-
него хода: 5  поводок рычага переключения заднего хода; 6  пружина фиксатора; 7 — крышка фикса-
торов; 8 — прокладка; 9  шарик фиксатора; 10 — шток переключения заднего хода; 11 — вилка пере-
ключения III и IV передач; 12 — стопорная планка; 13  гайка; 14  ползун переключения передач;  
15  проволочная контровка; 16 — болт крепления ползуна переключения передач; 11 — вилка включе-
ния заднего моста; 18  вилка включения понижающей передачи; 19  редуктор привода спидометра; 
20  шток вилки переключения I и II передач; 21  замок нижних штоков; 22  толкатель замков; 23 — 
шток вилки переключения III и IV передач; 24 — замок верхних штоков; 25 — промежуточная ведомая 
шестерня заднего хода; 26 — вилка включения заднего хода; 27 — промежуточная ведущая шестерня 
заднего хода; 28  шлицевой вал ведущей шестерни заднего хода; 29 — втулка оси шлицевого вала; 
30 — ось шлицевого вала; 31  шайба регулировочная; 32 — болт; 33  стопорное кольцо; 34  верх-
няя крышка коробки передач; 35 — шток вилки включения заднего моста; 36 — шток вилки включения 
понижающей передачи; 31 — указатель уровня масла в сборе; 38 — толкатель; 39 — прокладки;  
40  выключатель ВК403; 41 — колпачок. 

 
 

 

111 

 

Рис. 119. Синхронизатор: 

1 — блокирующее кольцо;  сухарь; 3 — ступица; 4 — муфта; 5 — пружинное кольцо 

 

Устройство и работа синхронизатора. На вал коробки передач посажена на шлицах ступица (рис. 119) 

муфты с надетой на неё шлицевой муфтой 4 (15, рис. 117) включения III и IV передач (для включения I и II 
передач такой муфтой является шестерня заднего хода ведомая 37 (рис. 117). Шестерня 18  III-ей передачи и 
12 — IV-ой (а для I-ой и II-ой передач — соответственно 34 и 39) имеет зубчатый венец 1 (рис.120), которым 
она при включении передачи соединяется со ступицей 6 синхронизатора посредством муфты синхронизатора 
3. На конусы зубчатых венцов шестерён надеты бронзовые блокирующие (тормозные) кольца синхронизато-
ра с нарезанной на их конусной поверхности маслосгонной резьбой. Блокирующие кольца сопряжены со 
ступицей синхронизатора сухарями (рис. 119), которые установлены в соответствующих вырезах колец и 
ступицы 3. Сухари прижимаются пружинными кольцами 5 к муфте 4. Таким образом, ступица (рис. 120, а
в сборе с муфтой 3 и кольцами синхронизатора вращается с частотой вращения вала, на который она поса-
жена. Шестерни же в сборе с венцами вращаются на своих подшипниках относительно муфты (и колец 2), 
как правило, с другой частотой.

 

Включение передачи производится перемещением вилкой муфты на венец шестерни включаемой 

передачи (при выключенном сцеплении) следующим образом:

 

- в начале перемещения (рис.120, bмуфта скошенными торцами своих зубьев упирается в скошенные 

торцы зубьев блокирующего кольца (совпадения зубьев муфты с впадинами венца блокирующего кольца 
вначале не происходит из-за того, что кольцо смещено ведущими его сухарями 4). От давления зубьев муфты 
на зубья кольца последнее прижимается к конусной поверхности зубчатого венца 1, удаляет с неё своей 
резьбой смазку и нарастающей силой трения тормозит шестерню включаемой передачи; 

 

 

Рис. 120. Схема работы синхронизатора: 

а — нейтральное положение передач;  начало синхронизации; с — передача включена; 

1 — зубчатый венец шестерни; — блокирующее кольцо; 3 — муфта синхронизатора;  сухарь; 
5 — вилка включения  передачи; 6 — ступица синхронизатора; 7 — пружина синхронизатора 

 

- затормаживаясь и прекращая свободно вращаться на подшипнике, шестерня посредством ступицы син-

хронизатора оказывается в жёсткой связи с валом этой ступицы, и ведущий вал коробки передач приводится 
во вращение (при движущемся автомобиле) ведомым валом с частотой соответственно передаточному числу 
пары шестерён включаемой передачи; при дальнейшем перемещении муфты синхронизатора её зубья про-
скальзывают во впадины кольца и затем во впадины зубчатого венца шестерни — передача включена (рис. 
120, с).

 

В картере 3 (рис. 117) понижающей передачи установлен механизм подключения редуктора заднего 

моста автомобиля к ведомому валу коробки передач. На ступице 74 этого механизма (являющейся валом от-
бора мощности) установлен зубчатый фланец 73, с которым соединяется приводной вал редуктора заднего 
моста. При отключённом редукторе заднего моста ведомый вал коробки передач и ступица 74 вращаются 
независимо друг от друга (на ступицу 74 передаётся крутящий момент задних колёс через колёсные редукто-
ры, полуоси, редуктор заднего моста и приводной вал).

 

Подключение ступицы 74 к ведомому валу коробки передач производится перемещением шестерни 84 по 

шлицам венца этой ступицы на венец 49, имеющий в ведомом валу колобки передач шлицевое соединение.

 

 

112 

Включение понижающей передачи (возможно только при включённом редукторе заднего моста и при 

нейтральном положении рычага переключения передач) производится блоком шестерён 85. При этом блок 85 
своим венцом большего диаметра входит в зацепление с меньшим венцом блока шестерён 47, а венцом 
меньшего диаметра — с шестерней 84. В этом случае крутящий момент от ведущего вала коробки передач 
передаётся шестерней 8 на шестерню 84 через введённые в зацепление между собой блоки шестерён 47 и 85 
(блок 47 вращается на подшипнике 16, а блок 85 с запрессованной в него бронзовой втулкой — на оси 86).

 

Передача заднего хода обеспечивается блоком из шестерён 25 и 27 (рис. 118). Промежуточная ведомая 

шестерня 25 заднего хода на шлицевой вал 28 напрессована, а промежуточная ведущая шестерня 27 заднего 
хода имеет со шлицевым валом шлицевое соединение и перемещается по нему вилкой включения 26 заднего 
хода. Шлицевой вал с запрессованными в него бронзовыми втулками вращается на оси 30. С шестерней 25, 
как уже указывалось выше, находится в зацеплении зубьями ведущей шестерни первой передачи вал 26   
(рис. 117). Включение передачи заднего хода производится перемещением шестерни 27 (рис. 118) в зацепле-
ние с ведомой шестерней заднего хода 37 (рис. 117).

 

Задний мост и понижающая передача включаются рычагом 89 вилками соответственно 66 и 64. Вилка 

66 имеет со своим штоком 65 болтовое соединение и при включении заднего моста, перемещаясь вместе со 
штоком 65, передвигает шестерню 84 на зубчатый венец 49. Вилка 64 имеет со своим штоком 63 болтовое 
соединение и при включении понижающей передачи, перемещаясь вместе со штоком 63, передвигает блок 
шестерён 85 по оси 86 в зацепление с блоком шестерён 47 и шестерней 84.

 

Все передачи, кроме понижающей, включаются рычагом 90 с ползуном 54. Ползун 54 посажен на шток 

и с ним соединён болтом 55. Своим поводком ползун 54 при включении передачи размещается в пазу го-
ловки того штока (рис. 117), которым включается данная передача:

 

верхняя головка 

 штока 10 (рис. 118) включения передачи заднего хода;

 

средняя головка 

 штока 23 (рис. 118) включения III и IV передач;

 

нижняя головка 

— 

штока 20 (рис. 118) включения I и II передач.

 

Для предотвращения возможности включения сразу двух передач штоки имеют замки. Так при включён-

ной какой-либо передаче ползуном 54 (рис. 117) со штоком замок 91 подвигается в упор к штоку 65. Если 
при этом задний мост включён, то толкатель 92 является расположенным по оси замков 91 и 93. Замок 91 
подвигает этим толкателем замок 93 в лунку штока 63 вилки включения понижающей передачи и, следова-
тельно, включение понижающей передачи становится невозможным. Таким же образом блокируется шток 
при включённой понижающей передаче. Такую же замковую блокировку имеют штоки 10, 23 и 20 (рис. 118).

 

Длина замков 21, 24 (рис. 118), 91 и 93 (рис. 117) равна соответственно 9,98...10,10 мм; 15,18...15,30 мм; 

33,93...34,10 мм; 29,36...29,50 мм, а толкателей замков 92 и 22 (рис. 118) — соответственно 12,38...12,50 мм и 
11,36...11,50 мм.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 121. Главная передача и дифференци-
ал: 
1 — картер коробки передач: 2 — стопор 
регулировочной гайки; 3 — шестерня по-
луоси; 4 — крышка корпуса дифференциа-
ла; 5  конический подшипник;

 

6,

 

14

 

 

регулировочная гайка; 7 — уплотнитель-
ное кольцо; 8 — корпус подшипника диф-
ференциала; — болт крепления ведомой 
шестерни; 10 —корпус дифференциала:  
11 — ведомая шестерня главной пары;    
12 — сателлит; 13 — опорная шайба шес-
терни полуоси; 15 — шпильки крепления 
корпуса дифференциала; 16 — гайки; 17 — 
пружинное кольцо пальца сателлитов;     
18 — палец сателлитов 

 

113 

Дифференциал с шестернями главной передачи показан на рис. 121. Боковой зазор между зубьями 

шестерён главной передачи (должен быть 0,08...0,22 мм) регулируется гайками и 14. Расположение пятна 
контакта на зубьях показано на рис. 122. 

 
 
 

Правильное расположение пятна на зубьях ведомой шестерни главной передачи при испытании на 

контрольном станке 

Сторона зуба соответствует движению автомобиля 

вперёд 

назад 

 

 

 
 
 

Недопустимое расположение пятна контакта на зубьях ведомой шестерни главной передачи 

 

Пятно контакта расположено на внешней половине 
зуба 

 

Пятно контакта выходит на внешний торец зуба 

 

Пятно контакта раздвоено 

 

Пятно контакта выходит на верхнюю кромку зуба 

 

Пятно контакта расположено у основания зуба 

 

Бегающее пятно контакта (восьмёрка), вызываемое 
короблением зуба 

 

 

Рис. 122. Расположение пятна контакта на зубьях ведомой шестерни главной передачи 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..