Регулировка зацепления ролика и червяка рулевого механизма автобусов ЛАЗ

  Главная      Автомобили - ЛАЗ     Автобусы ЛАЗ-695Е, ЛАЗ-695М, ЛАЗ-697Е, ЛАЗ-697М, ЛАЗ-698 (Атоян К.М.) - 1971 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160 ..

 

 

 

Регулировка зацепления ролика и червяка рулевого механизма автобусов ЛАЗ

 

 

 

Регулировка зацепления ролика и червяка рулевого механизма осуществляется после регулировки подшипников червяка. Зацепление червячной пары регулируют перемещением вала рулевой сошки за счет изменения количества регулировочных прокладок 9 (см. рис. 109). После регулировки угол поворота рулевой сошки от среднего положения до упора должен быть не менее 42°. Отклонение конца рулевой сошки рулевого механизма не должно превышать 0,2 мм. При этом усилие, замеренное пружинным динамометром на рулевом колесе, на плече, равном его радиусу, должно быть в пределах 1,5—2,5 кГ. Если усилие меньше допустимого, а отклонение конца сошки больше, то следует снять лишние регулировочные прокладки, если усилие больше допустимого, добавить прокладки.

Регулировку зацепления червяка с сектором рулевого механизма автобуса ЛАЗ-698 осуществляют подбором толщины упорной бронзовой шайбы 40 (см. рис. 110), при этом осевое перемещение сектора, замеренное индикатором в крайних его положениях, должно быть в пределах 0,25—0,6 мм, а в промежуточном (среднем) положении — 0—0,3 мм. Прогиб вала червяка ограничивается упорным штифтом 44. Зазор между штифтом и ниткой червяка, проверенный щупом, должен быть 0,2—0,45 мм. Перемещение сектора 6 ограничивается штифтом 38. Зазор между штифтом и торцом сектора должен быть в пределах 0,37—0,67 мм. Полное отсутствие указанных зазоров недопустимо.

При повреждении гидроусилителя рулевого управления следует отключить насос, снять ремни и слить масло из системы гидроусилителя для уменьшения усилия да рулевом колесе. Силовой цилиндр при повреждении снимают.

Разбирать и собирать рулевой механизм автобуса ЛАЗ-698, а также насос гидроусилителя допускается только при крайней необходимости в условиях полной чистоты квалифицированными механиками. Перед разборкой насоса отмечается положение распределительного диска относительно статора, а также положение статора относительно корпуса насоса — стрелка на статоре указывает направление вращения вала насоса. Перед сборкой детали гидроусилителя и золотникового устройства промывают в бензине, просушивают и смазывают маслом, заполняющим гидроусилитель.

Статор, ротор и лопасти насоса подбирают индивидуально, так же как и перепускной клапан и крышку насоса, следовательно, нарушать их комплектность нельзя. При наличии незначительных задиров торцовые поверхности ротора, корпуса и распределительного диска притереть. При разборке насоса особое внимание необходимо обратить на сохранность резиновых уплотнительных колец.

Систематически проверяют уровень масла в бачке. Два раза в год, весной и осенью, заменяют масло в гидравлической системе. Перед проверкой уровня масла передние колеса автобуса устанавливают прямо, снимают крышку бачка, очищают ее от грязи и промывают. Масло доливается до отметки «уровень масла» на боковой стенке бачка. Замену масла осуществляют во время работы двигателя на холостых оборотах. После прокачки системы от воздуха начинать движение следует не ранее чем через 20—30 мин.

При определении технического состояния деталей рулевого механизма износ зубьев червяка определяют с помощью двух роликов 07,198—7,202 мм. Размер по роликам, заложенным в диаметральной плоскости между зубьями, должен составлять не менее 62,9 мм. Износ зубьев сектора определяют с помощью шарика 07,118—7,120 мм, закладываемого во впадины между зубьями. Размер по шарику от нижнего торца сектора для среднего зуба должен быть не менее 25,7 мм, а для крайних зубьев не менее 25,75 мм.

При сборке золотника он должен свободно, без заеданий перемещаться в корпусе. Болты крепления распределительного устройства к картеру руля затягивать (момент 4,5—5 кГм). Сектор в зацепление с червяком устанавливают по установочным меткам, выполненным в виде рисок, нанесенных на одной из ниток червяка и на торце сектора между первым и вторыми зубьями. Гайку вала рулевого механизма затягивать (момент 6 кГм).

В правильно собранном золотниковом устройстве зазор между торцовыми поверхностями подвижной шайбы 19 (рис. 110) и корпусом распределителя должен быть 0,98—1,1 мм. Этот зазор проверяют поворачиванием вала рулевого механизма до упора по часовой стрелке (момент на валу 0,7—1,9 кГм). Перемещение золотника между крайними положениями относительно корпуса должно быть 2—2,2 мм. Болты крепления крышки золотника и боковой крышки сектора затягивать (момент 4,5—5 кГм).

Рулевую сошку надо устанавливать по меткам, нанесенным на торце вала сектора, на сошке и на приливе картера, что соответствует среднему положению сектора (движения автобуса по прямой). Гайку крепления сошки затягивают (момент 40—45 кГм). После

окончательной сборки рулевого механизма вал червячного сектора должен вращаться с усилием не более 1,2 кГ.

Распределительное устройство и рулевой механизм после окончательной сборки проверяют на герметичность под давлением 100 кГ1см2. При этом утечки масла в плоскостях разъема и болтовых соединениях не должно быть. Утечка через дренажное отверстие в крышке золотникового устройства должна быть не более 300 см3/мин. Параметры основных деталей гидроусилителя рулевого управления приведены в табл. 24.

 


Таблица 24

 

 

После сборки межцентровое расстояние между шаровыми пальцами гидроусилителя при полностью выдвинутом штоке должно быть 520 мм, поршень со штоком должен перемещаться без рывков и заеданий, для перемещения поршня в цилиндре давление масла не должно превышать 10 кГ/см2. Собранный гидроусилитель рулевого управления проверяют на герметичность давлением 100 кГ/см2, при этом масло подводят последовательно через оба отверстия, сообщая штоку не менее трех ходов.

Неплоскостность поверхности корпуса насоса, сопрягаемой с ротором, допускается только в виде выпуклости, не превышающей 0,005 мм. Овальность и конусность отверстия крышки насоса под предохранительный клапан допускается не более 0,005 мм. Непараллельность торцовых поверхностей ротора и статора насоса допускается не более 0,004 мм. Биение опорных шеек валика допускается не более 0,02 мм. Пружина перепускного клапана и пружины предохранительного клапана насоса не должны иметь остаточной деформации. Неперпендикулярность торцов пружин относительно оси допускается не более 0,025 мм.

При сборке насоса гидроусилителя рулевого управления все детали должны быть чистыми и проверенными. Внутренние каналы и отверстия деталей промывают и продувают сжатым воздухом. Протирка деталей во избежание засорения каналов не допускается. Все сопрягаемые поверхности деталей насоса смазывают маслом, применяемым для гидроусилителя.

Внутреннее кольцо шарикового подшипника на вал насоса напрессовывают с натягом 0,002—0,018 мм. Игольчатый подшипник

в гнездо корпуса запрессовывают с натягом 0,007 мм. Статор устанавливают по меткам на корпусе насоса, нанесенным при разборке.

При ввертывании седла в корпус затянуть его с моментом 1,5—2 кГм. При проверке работы предохранительного клапана он должен открываться при давлении масла 65—70 кГ/см2 и пропускать непрерывную струю масла. Регулировка давления осуществляется подбором соответствующего количества регулировочных прокладок.

При установке перепускного клапана в сборе в гнездо крышки 1 (рис. 117) насоса размер между клапаном и разъемной плоскостью крышки должен быть 14,5 мм. При проверке перепускного клапана в сборе с крышкой клапан при сжатой пружине 3 должен свободно перемещаться в обе стороны. При подводе масла с температурой 20—25° С и давлении 60 кГ/см2 в полость 11 при заглушенном отверстии 5 утечка масла через отверстие 12 не должна превышать 150 см3/мин. При заглушенном отверстии 10, открытом отверстии 5 и подводе масла в полость 11 перепускной клапан 2 должен открываться при давлении 1,2— 1,8 кГ/см2.

При установке крышки с клапаном в сборе в корпус насоса болты затягивать (момент 3,5—4,2 кГм).

Гайку, крепящую шкив на валу насоса, затягивать (момент 4,5—5,0 кГм).

При вращении за шкив вал насоса должен проворачиваться от руки свободно, без заклинивания.

Болты при закреплении бачка вместе с трубопроводом на корпусе насоса затягивать (момент 0,6—0,8 кГм).

Герметичность насоса и давление, создаваемое им, проверяют манометром с вентилем и тройником. Давление масла при малых оборотах холостого хода двигателя должно быть не менее 60 кГ/см2. Проверка насоса должна вестись при температуре масла в бачке 65—75° С.

Если давление масла меньше 60 кГ/см2 и при медленном завертывании крана Давление не увеличивается, то это свидетельствует о неисправности насоса.

 

 

 

 

 

Рис. 117. Крышка насоса с перепускным клапаном:
1 — крышка насоса; 2— перепускной клапан; 3— пружина перепускного клапана; 4 — уплотнительное седло; 5, 10 и 12 — отверстия; 6 — седло предохранительного клапана; 7— шарик предохранительного клапана; 8— направляющий стержень пружины; 9 — пружина предохранительного клапана; 11 — полость

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160 ..