(рис. 113) лопастного типа, двойного
действия, т. е. имеет по две полости нагнетания и всасывания. Насос с
бачком установлен на двигателе. Привод его осуществляется клиновым
ремнем шкива, расположенным на переднем конце коленчатого вала
двигателя. Ротор 9 имеет пазы, в которых перемещаются лопасти 14. Ротор
установлен на валу на шлицах, что обеспечивает возможность взаимного
осевого перемещения ротора и вала.
При вращении вала насоса лопасти прижимаются к криволинейной поверхности
статора под действием центробежной силы и давления масла под ними. В
полостях всасывания масло попадает в пространство между лопастями, а
затем при повороте ротора вытесняется в полости нагнетания.
Все масло, возвращающееся из гидравлической системы в насос, проходит
через сетчатый фильтр 2. На случай засорения фильтра имеется клапан 12.
Для предотвращения шумов и повышенного износа насоса при большой
скорости вращения коленчатого вала служит трубопровод 18, который
соединен с полостью бачка.
В крышке бачка расположены Два клапана. Перепускной клапан 13
ограничивает количество масла, подаваемого насосом к гидроусилителю при
повышении скорости вращения коленчатого вала двигателя.
Перепускной клапан работает следующим образом. Гнездо клапана соединено
одним отверстием с полостью нагнетания насоса, а другим — с линией
нагнетания системы гидроусилителя, которая в свою очередь соединена с
полостью нагнетания насоса калиброванным каналом К. С увеличением подачи
масла в систему гидроусилителя разность давления в полостях, а также на
торцах перепускного клапана возрастает. При определенной разности
давлений пружина сжимается и клапан, перемещаясь вправо, сообщает
полость нагнетания с бачком. Таким образом, дальнейшее увеличение подачи
жидкости в систему почти прекращается.
Предохранительный клапан 17, помещенный внутри перепускного,
ограничивает давление масла в системе, открываясь при давлении 65—70 кГ/см2.