Гидроусилитель (рис. 111) закреплен шарнирно на левой продольной балке
основания. Поршень 5 цилиндра соединен через шток 15 и шарнирный
наконечник 7 штока с правой поворотной цапфой.
Шток 15 уплотняется сальником, который поджимается гайкой 11. Длина
регулируется так, чтобы обеспечить поворот передних колес на
определенные углы. Регулировка обеспечивается вращением штока в
наконечнике 7 при отпущенном болте 8 и снятом защитном кожухе 10.
Поршень делит цилиндр на две полости, соединенные трубопроводами с
распределительными устройствами.
Схема работы рулевого управления представлена на рис. 112. При
прямолинейном движении автомобиля золотник распределительного устройства
находится в среднем положении (I). Масло, нагнетаемое из насоса по
трубопроводу 4, проходит каналы корпуса золотника и затем через зазоры
между корпусом и золотником сливается по трубопроводу 2 в бачок 5
насоса. Давление в обеих полостях цилиндра гидроусилителя при этом
одинаковое, и поршень остается неподвижным. При повороте рулевого колеса
вправо за счет сил, возникающих от сопротивления колес повороту, червяк
с валом рулевого механизма и золотником смещается влево (II),
сжимая реактивные пружины. При этом масло от
насоса, пройдя через зазор между золотником и корпусом золотникового
устройства, поступает в трубопровод 8 высокого давления, а затем
попадает в заднюю по ходу движения автобуса полость цилиндра
гидроусилителя. Передняя полость цилиндра соединена со сливным
трубопроводом. Под действием разности давлений в полостях цилиндра
поршень перемещается влево и тем самым облегчается поворот управляемых
колес.
При прекращении воздействия на рулевое колесо золотник под действием
давления масла и реактивных пружин, сжатых во время повооота осевым
перемещением вала, устанавливается в нейтраль-ное положение. Подача
масла в цилиндр гидроусилителя прекращается.
При повороте рулевого колеса влево золотник перемещается вправо (III),
соединяя трубопровод высокого давления с передней полостью цилиндра
гидроусилителя. Поршень перемещается, и передние колеса поворачиваются
влево.
Для облегчения поворота колес при неработающем двигателе или неисправной
системе гидроусилителя в корпусе золотника предусмотрен перепускной
клапан, через который масло свободно перетекает из одной полости
цилиндра гидроусилителя в другую.
В этом случае рулевое управление автобуса работает, как обычный рулевой
механизм. Общее перемещение золотника относительно корпуса составляет
2—2,2 мм. При правильно собранном распределительном устройстве зазор
между торцом корпуса золотника и торцом подвижного кольца плунжеров
должен быть в пределах 0,98—1,1 мм.