Буксировка прицепов и полуприцепов автомобилей КрАЗ-255Б и КрАЗ-255В
При работе автомобиля с прицепом (полуприцепом) режимное кольцо (рис.
78) на тормозном крапе должно быть установлено в положение,
соответствующее условиям эксплуатации.
Положение «II» соответствует работе одиночного автомобиля и обеспечивает
достаточно хорошую работу тормозов в нормальных условиях.
Положение «Н» соответствует работе автомобиля с порожним прицепом
(полуприцепом). В этом случае опережение действия тормозов прицепа по
отношению к автомобилю будет наименьшим. В положение «Р» режимное кольцо
устанавливается при работе автомобиля с груженым прицепом или большой
массе автопоезда. Это вызывает наибольшее опережение торможе-иия прицепа
(полуприцепа) и предотвращает набегание его на автомобиль.
Вождение автомобиля, буксирующего прицеп (полуприцеп), значительно
сложнее, чем без прицепа, и в этом случае от водителя требуется особое
внимание.
Движение автомобиля при буксировании прицепа (полуприцепа) следует
начинать с первой передачи коробки передач. Переходить па высшую
передачу можно только после того, как автопоезд получит достаточный
разгон. Скорость движения автопоезда выбирается в зависимости от
дорожных условий. Недопустима большая скорость движения на неровных и
выбитых дорогах. При маневрировании автопоезда необходимо учитывать, что
на поворотах происходит смещение колеи прицепа (полуприцепа) к центру
поворота. Повороты осуществлять на скоростях, обеспечивающих
безопасность движения. Тормозить плавно и только рабочими тормозами, при
движении под гору, на мокрой и скользкой дороге пользоваться
вспомогательным тормозом.
Останавливать автопоезд на подъеме и спуске, как правило, запрещается. В
случае вынужденной остановки необходимо принять все меры, исключающие
возможность самопроизвольного перемещения автопоезда (включить передачу,
поставить на стояночный тормоз, подложить горные колодки (упоры) под
задние колеса автомобиля и прицепа).
Сцепка автомобиля КрАЗ-255Б с прицепом производится таким
образом:
затормозить прицеп стояночным тормозом;
подвести автомобиль задним ходом к прицепу и произвести сцепку, а затем,
опустив собачку защелки буксирного прибора автомобиля в исходное
(нижнее) положение, закрепить ее специальным шплинтом;
подсоединить пневматическую и электрическую системы прицепа к системам
автомобиля;
открыть разобщительные краны пневмосистемы на автомобиле и прицепе;
отключить лампы задних указателей поворота автомобиля выключателем,
установленным в конце рамы, нажав на верхнюю кнопку (рис. 79) до щелчка;
отпустить стояночный тормоз прицепа и проверить действие тормозов и
сигнализации.
После расцепки обязательно включить лампы задних указателей поворота
автомобиля, нажав на боковую защелку (рис. 80) до возврата верхней
кнопки в исходное положение.
Сцепка и расцепка автопоезда
При сцепке тягача КрАЗ-255В с полуприцепом
необходимо, чтобы опорная плита полуприцепа находилась от поверхности
земли на одном уровне с седлом тягача или располагалась ниже его, но не
более чем на 100 мм. Полуприцеп при этом должен быть заторможен
стояночным тормозом. Сцепку следует производить в таком порядке:
1. Повернуть в сторону предохранительную планку 4 (рис. 71),
расположенную на переднем торце верхней плиты седла.
2. Перевести рычаг 10 замка захватов седельного устройства в крайнее
переднее положение (по ходу автомобиля) и зафиксировать его, обеспечив
тем самым открытие замка.
3. Подвести тягач задним ходом на малой скорости к полуприцепу так,
чтобы шкворень полуприцепа вошел в замок седельного устройства, после
чего осадить тягач назад до автоматического
закрытия замка. Убедившись, что рычаг замка перешел
в заднее положение и тем самым обеспечена надежная сцепка, установить
предохранительную планку 4 от саморасцепки в исходное положение.
4. Затормозить рычаг стояночным тормозом.
5. Поднять катки опорного устройства полуприцепа в транспортное
положение.
6. Подсоединить пневматическую и электрическую системы полуприцепа к
системам тягача.
7. Открыть разобщительные краны пневматического привода тормозов вначале
на полуприцепе, а затем на тягаче, обеспечив поступление воздуха от
автомобиля в систему полуприцепа.
8. Отключить лампы задних указателей поворота тягача выключателем (рис.
79), установленным на задней поперечине рамы.
9. Отпустить стояночный тормоз полуприцепа, после чего проверить
надежность сцепки, работу тормозов и сигнализации полуприцепа.
Перед расцепкой тягача от полуприцепа надо выбрать ровное место для
стояночного полуприцепа, а затем произвести расценку, для чего:
затормозить полуприцеп стояночным тормозом;
опустить катки полуприцепа до упора их в поверхность земли. Если между
катками и поверхностью земли при этом остался зазор, подложить под катки
деревянные подкладки или бруски;
закрыть разобщительные краны пневмосистемы на тягаче и по-луприцепе;
разъединить пневматическую и электрическую системы полу-прицепа от
тягача, а соединительную головку закрыть крышкой;
повернуть в сторону предохранительную планку 4 (рис. 71) и перевести
рычаг 10 в крайнее переднее положение, обеспечив открытие замка
седельного устройства. Если замок не открылся, допускается осаждение
тягача назад;
включить первую передачу и медленно, без рывков, отъехать вперед до
полной расцепки с полуприцепом.
Сцепку и расцепку.рекомендуется производить на ровной горизонтальной
площадке с твердым покрытием. При этом продольные оси тягача и
полуприцепа по возможности должны располагаться на одной прямой.
Буксировка автомобиля
При буксировке автомобиля с неработающим двигателем питание его
тормозной системы сжатым воздухом производится от автомобиля-тягача с
помощью шланга для накачки шин. Концом с гайкой-барашком шланг
подсоединяется к буксирному клапану, установленному на первой поперечине
рамы буксируемого автомобиля. На другой конец шланга монтируется
соединительная го-ловка, имеющаяся в комплекте инструмента водителя,
которая подсоединяется к соединительной головке автомобиля-тягача.
При соединении головок следует открыть крышку 4 (рис. 51), нажать на
обратный клапан 2 и поворотом рукоятки разобщительного крана на
автомобиле-тягаче продуть пыль, затем соединить головки и открыть
разобщительный кран на автомобиле-тягаче.