ОСОБЕННОСТИ ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ КрАЗ-255Б и КрАЗ-255В

  Главная      Автомобили - КрАЗ     КрАЗ-255Б и КрАЗ-255В техническое описание и инструкция по эксплуатации (ТО) (Заболотский Г.К.) - 1980 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

ОСОБЕННОСТИ ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ КрАЗ-255Б и КрАЗ-255В

 

 Основные условия правильного вождения

Правильное вождение автомобиля является одним из важнейших условий увеличения срока его службы и безаварийной работы. Оно позволяет добиться высоких средних скоростей движения, снизить расход топлива и повысить эффективность использования автомобиля.

 

 

 

Перед началом движения следует прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 40...50°С, открыть колесные краны (если они были закрыты) и довести давление воздуха в шинах соответственно дорожным условиям, включить понижающую или повышающую передачу в раздаточной коробке. Понижающая передача включается, как правило, в тяжелых дорожных условиях или при работе с прицепом (полуприцепом), в остальных случаях должна быть включена повышающая передача.

На особо тяжелых участках пути (снег, грязь, мягкий грунт, песок и т. д.), где возможно буксование колес, рекомендуется включать передний ведущий мост и блокировать межосевой дифференциал, а при необходимости снижать давление воздуха в шинах до величины, соответствующей наилучшей проходимости автомобиля на данном участке (см. табл. 10).

Движение автомобиля нужно начинать плавно: на ровных

дорогах с твердым покрытием — со второй передачи коробки передач, на плохих дорогах — с первой, переходя по мере разгона на последующие передачи.

Переключение передач следует производить при включенном сцеплении плавным нажатием на рычаг, кратковременно задерживая его в нейтральном положении. Однако для ускорения процесса переключения синхронизированных передач и повышения срока службы синхронизаторов и шестерен рекомендуется при переходе с высшей передачи на низшую применять двойное выключение сцепления с кратковременным нажатием на педаль подачи топлива. Для лучшего использования мощности двигателя при разгоне нельзя переключаться на высшую передачу до тех пор, пока скорость движения на данной передаче не будет максимальной при полной подаче топлива. Передачу заднего хода можно включать только после полной остановки автомобиля.

Переключать раздаточную коробку с повышающей передачи на понижающую, или наоборот, можно на ходу автомобиля аналогично переключению в коробке передач. Включение и выключение переднего ведущего моста, блокировку и разблокировку межосевого дифференциала рекомендуется производить на ходу, но обязательно при отсутствии буксования колес.

 

 

Преодоление подъемов и спусков

При наличии удобного подъезда и хорошей поверхности дороги короткие подъемы можно преодолевать с разгона. Крутые и затяжные подъемы следует преодолевать на понижающей передаче раздаточной коробки и на первой или второй передаче коробки передач (в зависимости от крутизны и длины подъема).

Преодолевать подъемы, как правило, нужно по прямой. Движение наискось с креном резко снижает максимальную силу тяги, приводит к скольжению и развороту автомобиля, вызывает буксование разгруженных колес. Перед преодолением подъема водитель должен включить ту передачу, на которой обеспечивается

преодоление подъема автомобилем без переключения передач и остановок. Если по каким-либо причинам подъем преодолеть не удалось, медленно спустить автомобиль вниз задним ходом, не давая разгона. На скользкой дороге опасно начинать движение на крутой подъем, пока впереди идущий автомобиль не достиг его верхшины.

На спусках скорость движения автомобиля выдерживать в зависимости от состояния дороги и условий видимости, от крутизны и длины спуска.

На крутых и затяжных спусках запрещается разъединять двигатель с трансмиссией, так как это может привести к израсходованию запаса сжатого воздуха из пневматического привода тормозов, что снижает безопасность движения.

При преодолении спусков следует пользоваться вспомогательным тормозом и в случае необходимости притормаживать автомобиль рабочими тормозами.

Допустимые скорости движения автомобиля на спусках в зависимости от включенной передачи приведены в табл. 8.

 

 

Таблица 8

Допустимые скорости движения автомобиля на спусках

Передача в коробке передач

Скорость движения, 'КМ/Ч

на понижающей пере­даче раздаточной коробки

на повышающей пере­даче раздаточной коробки

КрАЗ-255Б

КрАЗ-255В

КрАЗ-255Б

КрАЗ-255В

Вторая    

8

8

15

14

Третья    

16

16

30

27

Четвертая       

25

25

45

41

Пятая      

38

38

71

62

 

Движение по скользким и обледенелым дорогам

Во время движения по скользким и обледенелым дорогам (или с размокшим тонким поверхностным слоем на твердом сухом основании) водитель должен соблюдать особую осторожность, так как при этом часто возникает «боковой увод» автомобиля. При «боковом уводе» нужно, не выключая сцепления, снизить частоту вращения вала двигателя и повернуть руль в сторону увода. Тормозить только вспомогательным тормозом. В исключительных случаях или для полной остановки автомобиля разрешается притормаживание рабочими тормозами при обязательном включенном сцеплении. Делать это нужно плавно, без резкого торможения, не допуская движения автомобиля «юзом».

 

 

 

 

Движение по льду
Перед выездом на лед все люди, кроме водителя, должны выйти из машины. Двери кабины должны быть открытыми. Переправляться по льду следует только после зачалки буксирного троса за переднюю буксирную вилку, тщательной разведки толщины и состояния льда, условий выезда на лед и въезда на противоположный берег, а также глубины снега на льду и берегах. Допустимая толщина льда для безопасного движения автомобиля приведена в табл. 9.

Таблица 9

Допустимая толщина льда для безопасного движения автомобиля
Состояние автомобиля


Без груза ............................22

С полной нагрузкой .......................30

С полной нагрузкой и прицепом (полуприцепом) общей массой 30 т.......46


При наличии глубокого снежного покрова на льду рекомендуется снизить давление воздуха в шинах до I... 1,5 кгс/см2, включить передний ведущий мост и заблокировать межосевой дифференциал. Выезжать на лед нужно осторожно и двигаться плавно на средней частоте вращения вала двигателя со скоростью, не превышающей 10... 15 км/ч, избегая поворотов, рывков и остановок. При сильных прогибах льда плавно увеличить скорость движения.

Дистанция между автомобилями при движении по льду должна быть не менее 50 м. Если водная преграда небольшой ширины, следующей машине можно спускаться на лед лишь тогда, когда впереди идущая машина выйдет на противоположный берег. При недостаточной толщине льда для преодоления водной преграды с прицепом он может буксироваться отдельно на длинном тросе или с помощью лебедки.

 

 

Преодоление заболоченного участка

При преодолении заболоченного участка необходимо снизить давление в шинах до 1... 1,5 кгс/см2, включить понижающую передачу раздаточной коробки и вторую или третью передачу коробки передач, включить передний ведущий мост и заблокировать межосевой дифференциал.

По заболоченному участку следует двигаться без остановок и крутых поворотов, не допуская буксования колес. Повороты производить плавно, на большом радиусе, не снижая скорости движения. Если необходимо остановиться, для этого нужно выбрать

пригорок или более сухое место. Начинать движение после остановки следует плавно, с понижающей передачи раздаточной коробки и на первой передаче коробки передач, не допуская буксования колес. Как только начнется буксование колес, немедленно отъехать назад для разгона. Если буксование колес повторится при заднем ходе, подложить под колеса хворост, доски или другой подручный материал для увеличения сцепления колес с грунтом и обеспечения движения автомобиля, а при наличии на автомобиле лебедки воспользоваться ею.

При движении в колонне не рекомендуется двигаться по следу, проложенному впереди идущим автомобилем.

 

 

Движение по песчаным участкам

В зависимости от плотности песка и условий движения песчаные участки следует преодолевать при давлении воздуха в шинах 1,5 кгс/см2, а при необходимости — включать передний ведущий мост и блокировать межосевой дифференциал. Передачу при движении выбирать в зависимости от конкретных дорожных условий, выгоднее пользоваться более высокими передачами.

Необходимо соблюдать плавность движения автомобиля, избегая рывков и остановок. Повороты производить плавно на большом радиусе, не снижая скорости движения. При движении колонной нужно двигаться по следу впереди идущей машины с дистанцией, обеспечивающей безопасность движения, но не менее
40... 50 м.

Небольшие наметы и песчаные барханы преодолевают с ходу, используя инерцию движущегося автомобиля. На особо тяжелых участках при падении скорости нельзя допускать буксования колес. Если колеса начали буксовать, следует сразу же отъехать назад для разгона и попытаться преодолеть трудный участок с ходу.

 

 

Движение по снежной целине

Автомобиль преодолевает снежную целину с толщиной покрова до 65 см при давлении в шинах 1,0... 1,5 кгс/см2 (в зависимости от плотности снега). По рыхлому снегу можно двигаться не снижая давления в шинах.

Правила движения по снежной целине такие же, как и при движении по песчаному участку.

Преодоление препятствий

Канавы, кюветы и рвы преодолеваются под прямым углом, по возможности на малой скорости, с включенным передним мостом и заблокированным межосевым дифференциалом. Если геометрические параметры проходимости автомобиля (передний и задний углы свеса, продольный радиус проходимости) не обеспечивают

преодоления препятствия, следует срыть откосы, применить колейные мостики или принять другие меры. Спускать автомобиль в канаву рекомендуется на малой частоте вращения вала двигателя, притормаживая при необходимости. Как только колеса спустятся на дно канавы, увеличить частоту вращения вала двигателя, используя для преодоления препятствия инерцию движения автомобиля.

 

Преодоление водных преград

Автомобиль без предварительной герметизации узлов способен преодолевать водную преграду глубиной до 1 м при поминальном давлении воздуха в шинах. Для преодоления водных преград большей глубины необходима специальная подготовка автомобиля.

Перед преодолением водной преграды следует разведать глубину, состояние грунта дна и выбрать места въезда и выезда с пологими берегами, вехами отметить ширину и наиболее глубокие места. Входить в воду надо осторожно, не создавая большой волны, двигаться на низшей передаче в раздаточной коробке и и на первой или второй передаче коробки передач при средней частоте вращения вала двигателя, с включенным передним ведущим мостом и заблокированным межосевым дифференциалом. При переезде водной преграды нельзя останавливаться, двигаться надо по возможности по прямой, избегая крутых поворотов. Если при преодолении водной преграды двигатель заглох, необходимо сделать две-три попытки пуска двигателя стартером. Если двигатель не заводится, автомобиль должен быть немедленно эвакуирован из воды с помощью лебедки другого автомобиля или иными средствами.

После преодоления водной преграды зимой надо сразу же просушить тормоза, для чего при движении автомобиля сделать несколько притормаживаний до нагрева тормозных барабанов (50... 60°С). После каждого пребывания автомобиля в воде необходимо проверять состояние масла в агрегатах через сливные отверстия. Если в каком-либо агрегате будет обнаружена вода, надо при первой же возможности (но обязательно в тот же день) заменить в нем масло. Влагу из газовой камеры подогревателя удалять включением в работу подогревателя на 3... 5 мин.

 

 

 

Движение по проселочным и профилированным дорогам

При движении по проселочным и профилированным дорогам автомобиль может иметь «боковой увод», поэтому водитель должен соблюдать осторожность и умело пользоваться уже проложенной колеей. При выходе из глубокой колеи запрещается длительно удерживать рулевое колесо повернутым до упора в одну сторону, так как при этом насос гидроусилителя работает на предохранительный клапан. Длительная работа насоса при таком положении может привести к его повреждениям.

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..