Аккумуляторные батареи 6ТСТ-182ЭМС автомобилей КрАЗ-255Б и КрАЗ-255В

  Главная      Автомобили - КрАЗ     КрАЗ-255Б и КрАЗ-255В техническое описание и инструкция по эксплуатации (ТО) (Заболотский Г.К.) - 1980 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

Аккумуляторные батареи 6ТСТ-182ЭМС автомобилей КрАЗ-255Б и КрАЗ-255В

Тип батарей. Па правой подножке автомобиля установлены две аккумуляторные батареи типа
6ТСТ-182ЭМС напряжением 12 В

каждая, которые соединены между собой последовательно. Батареи находятся в металлическом ящике, утепленном внутри пенопластом.

Аккумуляторные батареи имеют на своих перемычках обозначения, характеризующие их тип: число последовательно соединенных аккумуляторов (6), определяющее номинальное напряжение (12 В), назначение

(ТСТ — стартсрная для машин тяжелой службы), номинальную емкость при 20-часовом режиме разряда (в А*ч), обозначения, характеризующие материал моноблока (Э — эбонит), материал сепараторов (МС — мипласт со стекловолокном), и ГОСТ или ТУ.

Минимальный срок службы аккумуляторных батарей типа 6ТСТ-182ЭМС, гарантируемый по ГОСТ 959.0—71 при условии соблюдения правил ухода за батареями и исправности электрооборудования,— 24 мес при пробеге автомобиля за этот период не
более 75 000 км.

Приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние.

В зависимости от климатического района, в котором работают автомобили, аккумуляторные батареи заливают электролитом, плотность которого приведена в табл. 2. Для заполнения одной батареи требуется 11,5 л электролита.
Электролит готовится из аккумуляторной серной кислоты ГОСТ 667—73 и дистиллированной воды ГОСТ 6709—72. Для приготовления электролита применяется стойкая к действию серной кислоты посуда (керамическая, пластмассовая, эбонитовая, свинцовая), в которую наливается сначала вода, а затем кислота при непрерывном помешивании. Обратный порядок приготовления электролита не допускается во избежание несчастного случая.

Для получения электролита соответствующей плотности следует руководствоваться табл. 3.

Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не выше +25°С в условиях умеренного климата и не выше +30°С в условиях тропиков. Не рекомендуется заливать батареи электролитом, температура которого ниже -И5°С.

Порядок заливки:

вывернуть пробки, предварительно сняв с вентиляционных отверстий герметизирующую пленку (если они ею заклеены), или срезать выступ;

небольшой струей залить электролит в аккумуляторы. Заливать следует до тех пор, пока поверхность электролита не коснется нижнего торца тубуса заливной горловины.

Заряд аккумуляторных батарей. После заливки батарей электролитом (но не ранее чем через 20 мин и не позже чем через 2 ч) замеряют плотность электролита. Если плотность электролита понизилась не более чем на 0,03 г/см3 против исходной плотности заливаемого электролита, батареи могут быть установлены на автомобиль.

 

 

 

 

 

Если же плотность электролита понизилась более чем на

0,03 г/см3, батареи следует зарядить. Аккумуляторные батареи заряжаются постоянным током с помощью выпрямителей или генераторов. Положительный вывод батареи присоединяют к положительному полюсу источника тока, отрицательный вывод — *к отрицательному полюсу. Величина зарядного тока — 18 А.

Батареи включаются на заряд при температуре электролита в аккумуляторах не выше +30°С в условиях умеренного климата и не выше +35°С в условиях тропиков. При более высокой температуре электролита батареи должны охладиться.

Таблица 2

Плотность электролита для различных климатических районов

Климатический район

Время года

Плотность электролита, приведенная к 15°С, г/см3

заливаемого

заряженной

батареи

1

2

3

4

Районы с резко континентальным климатом и температурой зимой

 

1,290

 

ниже -40 С    

Зима

1,310

То же  

Лето

1,250

1,270

Северные районы с температурой

Круглый год

1,270

1,290

зимой до —40 С    

Центральные районы с температурой

То же

1,250

1,270

зимой до —30 С    

Южные районы  

її

1,230

1,250

Тропики  

п

1,210

1,230

Примечание. Допускается отклонение плотности электролита от приве­денных выше значений на ±0,01 г/см3.

Таблица 3

Приготовление электролита

Плотность электролита, приведенная к 15°С, г/см3

На 1 л воды добавить серную кислоту плотности 1,83 г/см3, л

1,210

0,245

1,230

0,280

1,250

0,310

1,265

0,335

1,270

0,345

1,290

0,385

1,400

0,650

 



Заря т. батарей ведут до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторах, а напряжение и плотность
электролита не останутся постоянными в течение двух часов подряд, что служит признаком конца заряда. Напряжение на выводах контролируют вольтметром класса точности 1,0 со шкалой на 3 В, ценой деления 0,02 В.

Во время заряда периодически проверяют температуру электролита и следят, чтобы она не поднималась выше +45°С в условиях умеренного климата и выше +50°С в условиях тропиков. Если температура электролита окажется выше указанных значений, зарядный ток уменьшают наполовину или прерывают заряд на время, необходимое для снижения температуры электролита до

30... 35°С.

В процессе заряда плотность электролита постепенно повышается и только к концу заряда достигает постоянной величины. Если в конце заряда плотность электролита, замеренная с учетом температурной поправки по табл. 5, будет отличаться от нормы (табл. 2, графа 4), производят доводку плотности электролита доливкой дистиллированной воды в случае, когда плотность выше нормы, или доливкой кислоты плотности 1,400 г/см3, когда плотность электролита ниже нормы.

После доливки дистиллированной воды или кислоты заряд батарей продолжают в течение 30 мин до полного перемешивания электролита, затем батарея отключается от зарядной цепи и отстаивается еще в течение 30 мин без тока.

По окончании корректировки плотности проверить уровень электролита во всех аккумуляторах батареи. Уровень считается нормальным, когда поверхность электролита касается нижнего торца тубуса заливной горловины. Если уровень электролита окажется ниже нормы, в аккумулятор следует добавить электролит такой плотности, какая указана в табл. 2 (графа 4). При уровне электролита выше нормы избыток его отбирают резиновой грушей.



Хранение аккумуляторных батарей. Новые, не залитые электролитом аккумуляторные батареи можно хранить в неотапливаемых помещениях при температуре до —30°С. Хранение при более низкой температуре не рекомендуется во избежание образования трещин мастики.

Батареи устанавливаются в один ряд, выводными клеммами вверх, и защищаются ‘от действия прямых солнечных лучей. Перед постановкой на хранение следует проверить, чтобы пробки на батареях были плотно ввинчены, а герметизирующие детали в вентиляционных отверстиях не были удалены.

Минимальный срок хранения батарей в сухом виде не должен превышать трех лет. По окончании хранения необходимо проверить на батареях состояние мастики и в случае обнаружения трещин удалить их путем оплавления слабым пламенем или разогретым металлическим прутком.

Батареи с электролитом следует устанавливать на хранение в состоянии полной заряженности и по возможности в прохладном помещении для замедления саморазряда и коррозии аккумуляторных пластин. Температура помещения должна быть не ниже

—30С и не выше 0°С. Батареи устанавливаются в один ряд, выводными клеммами вверх.

Допустимый срок хранения батарей с электролитом составляет не более полутора лет, если они хранятся при температуре не выше 0°С, и не более 9 мес, если они хранятся при комнатной температуре и выше.

Батареи, приведенные в рабочее состояние, но не бывшие в эксплуатации или снятые с автомобиля после небольшого периода работы, устанавливаются на хранение после их заряда и доведения плотности электролита до нормы, соответствующей данному климатическому району, согласно табл. 2. Исключение составляют батареи с электролитом плотностью 1,310 г/см3, принятой для зимнего времени эксплуатации в районах с резко континентальным климатом. В этих батареях плотность электролита следует понизить до 1,290 г/см3, так как хранение батарей с электролитом высокой плотности ускоряет разрушение аккумуляторных пластин.

Батареи, поставленные на хранение в качестве резерва, который может потребоваться в любой момент для работы на автомобилях, должны поддерживаться в состоянии полной заряженности. Поэтому батареи, поставленные на хранение при положительной температуре, следует один раз в месяц подзаряжать (для восстановления емкости, потерянной от саморазряда). На батареях, поставленных на хранение при температуре 0°С и ниже, следует ограничиваться ежемесячной проверкой плотности электролита и подзаряжать их только в тех случаях, когда установлено падение плотности электролита ниже 1,230 г/см3, приведенной к 15°С.

Батареи, снятые с автомобиля после длительной эксплуатации, следует полностью зарядить и довести плотность электролита до нормы, соответствующей данному климатическому району (табл. 2), а затем подвергнуть тренировочному разряду, чтобы убедиться в удовлетворительности их технического состояния. Если при этом продолжительность разряда батарей окажется меньшей, чем указано в табл. 4, то на длительное хранение такие батареи ставить не рекомендуется.

 

 

 

Тренировочный разряд батарей проводится при температуре электролита + 20...+30°С током 10-часового режима 16,5 А. Постоянство тока должно соблюдаться в течение всего разряда, кото-

 

рый заканчивается в момент снижения напряжения до 1,7 В на наихудшем аккумуляторе батареи.

При включении на разряд и далее через 4 ч замеряется общее напряжение всех аккумуляторов и температура в среднем аккумуляторе батареи. При снижении напряжения на одном из аккумуляторов до 1,85 В замер напряжения производится через кажтые 15 мин, а при снижении напряжения до 1,75 В отстающий аккумулятор контролируется непрерывно, чтобы уловить конец разряда. Как только на указанном аккумуляторе напряжение понизится до 1,7 В, немедленно производится замер напряжения всех аккумуляторов и батарея отключается от разрядной цепи.

 

Таблица 4

Продолжительность разряда аккумуляторных батарей

Плотность электролита заряженной батареи,

приведенная к 15°С, г/см3

Продолжительность разряда током 10-часового режима, ч (не менее)

1,290

7,5

1,270

6,5

1,250

5,5

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..