Лебедка служит для самовытаскивания автомобиля при преодолении
труднопроходимых участков пути, вытаскивания застрявших автомобилей и
для облегчения погрузки тяжелых грузов на прицеп. Привод лебедки
осуществляется карданным валом от раздаточной коробки.
Лебедка состоит из червячного редуктора, барабана с намотанным на нем
тросом и кулачковой муфты с рычагом включения. Устройство лебедки
показано на рис. 73.
Рис. 73. Лебедка
Лебедка оборудована автоматическим тормозом,
предназначенным для дополнительного торможения червяка редуктора при
выключении сцепления, а также при срезе предохранительного болта фланца
вилки карданного вала в момент подтягивания (при перегрузках).
Барабан 25 (рис. 73) автоматического тормоза установлен на заднем конце
вала червяка 29 в специальном картере 26. Торможение барабана
осуществляется лентой 24 с фрикционными накладками. Один конец ленты
жестко закреплен в картере тормоза, а другой — подвижно в отверстии
картера с помощью пружины 7, гайки и контргайки.
При подтягивании груза лента 24 силой трения сжимает пружину 7,
что приводит к ослаблению нажатия ленты на барабан, и тормоз не
работает.
При срезе предохранительного болта или выключении сцепления в процессе
подтягивания лебедкой возможен случай, когда подтягиваемый груз пойдет
назад. В этот момент червяк 29 начнет вращаться в обратную сторону, что
вызовет (под действием силы трения) автоматическое самозатягивание ле1ь
ты 24 на барабане — тормоз сработает и в дополнение к самогормозящему
действию червячной передачи обеспечит надежное удержание груза на месте.
Срезанный болт необходимо заменить новым из комплекта ЗИП (размеры болта
показаны на рисунке в приложении 8) и продолжать подтягивание лебедкой с
применением блока (полиспаста).
Барабан 12 лебедки установлен на валу 11 и соединяется с ним при помощи
кулачковой муфты 18, которая включается и выключается посредством вилки
15 при воздействии на рукоятку рычага 16. Кулачковая муфта должна
постоянно находиться в зацеплении с барабаном, за исключением случаев
разматывания троса лебедки вручную. Для удержания барабана 12 от
свободного вращения при выключении кулачковой муфты 18 служит
предохранительный тормоз барабана.
Тормоз — ленточного типа, лента 19 крепится к угольникам лебедки.
Натяжение тормозной ленты 19 регулируется затяжкой пружины 21 гайкой и
контргайкой так, чтобы в выключенном положении кулачковой муфты не было
свободного вращения барабана 12, но одновременно обеспечивалось бы
разматывание троса вручную усилием одного человека.
Трос закреплен на барабане двумя зажимами 20. Полная длина троса — 65 м,
рабочая длина 60 м (не менее четырех витков троса должно оставаться на
барабане перед началом подтягивания). Свободный конец троса через ролики
выведен назад и закреплен в коуше с помощью клина. При движении
автомобиля коуш рекомендуется зацеплять за тяговый крюк. Трос может быть
выведен вперед автомобиля по оттяжным и поддерживающим роликам,
установленным на правом лонжероне рамы; при этом коуш необходимо
снимать.
Для снятия коуша с троса лебедки необходимо вытянуть трос лебедки,
извлечь плоскогубцами шплинт клина коуша, а затем снять коуш с троса
лебедки.
После прокладки троса по оттяжным и поддерживающим роликам и вывода его
вперед, коуш собрать в обратной последовательности.
В комплект ЗИП входит блок, который используется для увеличения силы
тяги или изменения направления тяги лебедки при подтягивании, и
предохранительные болты фланца вилки карданного вала привода лебедки,
которые используются вместо срезанных болтов.