предназначен для управления исполнительными тормозными механизмами
рабочей тормозной системы автомобиля при раздельном приводе торможения
мостов и для привода клапанов управления тормозной системой прицепа.
Тормозной кран (рис. 57) состоит из рычага привода 7, верхнего 2 и
нижнего 13 корпусов двух независимых секций, расположенных
последовательно. Клапаны обеих секций крана — плоские, одинарные,
резиновые. Следящий механизм — поршневого типа, с упругими элементами.
Выводы В и Г верхнего и нижнего корпусов крана соединены с ресиверами
раздельных контуров, а выводы А и Б — с тормозными камерами.
Тягу привода тормозного крана необходимо устанавливать при исходном
положении педали и рычага крана. После соединения тяги свободный ход
педали рабочей тормозной системы обеспечивается в пределах 19,5— 25 мм
при давлении воздуха в системе 0,65—0,8 МПа (6,5—8,0 кгс/см2).
Работа крана. При нажатии на педаль рабочего тормоза рычаг 1 тормозного
крана поворачивается на оси и роликом воздействует на толкатель, который
через тарелку сжимает уравновешивающий элемент 3 верхнего поршня 4.
Поршень перемещается вниз и закрывает выпускное отверстие клапана, а
затем открывает верхний клапан в. Сжатый воздух, подводимый к выводу В
через открытый клапан, поступает к выводу А и далее — к тормозным
камерам тормозных механизмов переднего к среднего мостов до тех пор,
пока сила нажатия на рычаг 1 не уравновесится давлением воздуха на
верхний поршень 4. Таким образом осуществляется следящее действие в
верхней секции тормозного крана.
Одновременно сжатый воздух через отверстие в выводе А проходит в
надпоршневое пространство нижней секции тормозного крана. Поршень 8,
имеющий большую поверхность, перемещается вниз и воздействует на малый
поршень 9, который вначале закрывает выпускное отверстие клапана, а
затем открывает нижний клапан 11. Сжатый воздух, подводимый к выводу Г,
через открытый клапан поступает к выводу Б и далее к тормозным камерам
заднего моста. Сжатый воздух, находящийся в пространстве между поршнями
8 и 9, уравновешивает силу, действующую на поршень 8 сверху, благодаря
чему в выводе Б устанавливается давление, соответствующее усилию на
рычаге 1 тормозного крана. Таким образом осуществляется следящее
действие в нижней секции тормозного крана.
Размеры поршней и пружина 10 подобраны таким образом, что давление в
выводах А и Б в зависимости от усилия на рычаге 1 практически одинаково.
При промежуточных положениях рычага нижняя секция крана управляется
пневматически.
При отказе в работе верхней секции тормозного крана нижняя секция будет
управляться механически через шпильку верхнего поршня 4 и толкатель
малого поршня 9, полностью сохраняя работоспособность. Следящее действие
в этом случае осуществляется уравновешиванием силы, приложенной к рычагу
1, и давлением воздуха на малый поршень 9.
При отказе в работе нижней секции тормозного крана верхняя секция
работает как обычно.
При отпускании педали рабочего тормоза поршни 4,8,9 и клапаны 6 и 11 под
действием упругих элементов возвращаются в исходное положение. Полости
ресиверов (выводы В и Г) разъединяются от полостей контуров рабочей
тормозной системы (выводы А и Б) и сообщаются с атмосферой — происходит
растормаживание автомобиля.