Карданная передача автомобиля (рис. 27) состоит из четырех карданных
валов, соединяющих коробку передач с раздаточной коробкой и с ведущими
мостами.
Все карданные валы, кроме вала между коробкой передач и раздаточной
коробкой, одинаковые по устройству и отличаются один от другого только
размерами труб и посадочными местами у сопрягаемых деталей. Подвижное
шлицевое соединение обеспечивает необходимое изменение рабочей длины
карданного вала при движении автомобиля.
Карданные валы привода переднего, среднего и заднего мостов (рис. 27 б)
состоят из тонкостенных труб, к одному концу которых приварена
неподвижная вилка шарнира, а к другому — шлицевый конец вала,
соединенный со скользящей вилкой 14. Внутри шлицевого конца вала имеется
полость, служащая резервуаром для смазки. Карданные валы имеют
герметичное шлицевое соединение. Герметичность соединения обеспечивается
защитным кожухом 16, заглушкой 23 с торца скользящей вилки и
уплотнительными кольцами 15.
Устройство карданного вала между коробкой передачи и раздаточной
коробкой дано на рис. 27 а.
Карданный шарнир состоит из приварной или скользящей вилки 14,
фланца-вилки 12 и крестовины 10, установленной в ушках вилок на
игольчатых подшипниках 11. Подшипники крестовин имеют комбинированное
уплотнение, состоящее из двухкромочной манжеты, вмонтированной в обойму
подшипника и торцового резиноармированного уплотнения 8, напрессованного
на шипы крестовины 10.
При переборке карданных валов запрещается изменять взаимное положение
фланцев-вилок относительно приварной и скользящей вилок, для чего перед
снятием вала обозначить первоначальное положение деталей; необходимо
также, чтобы стрелки на кожухе карданного вала 17 и на скользящей вилке
14 были совмещены. Несоблюдение этого условия ведет к дисбалансу
карданного вала и увеличению динамических нагрузок на детали
трансмиссии.
При разборке карданного шарнира необходимо после
вывертывания масленки крестовины и снятия подшипников 11 спрессовать с
двух смежных шипов крестовины 10 торцовые уплотнения 8 и снять их через
отверстия в вилках 4 и 14. Смещая крестовину в отверстиях вилок, вначале
вывести шипы с напрессованными торцовыми уплотнениями, а затем вынуть
крестовину. При сборке карданного шарнира вначале завести крестовину в
отверстия вилок, после чего напрессовать торцовые уплотнения (желательно
новые во избежание их проворачивания). Каждый подшипник заполнить
смазкой, смазать рабочие кромки манжет подшипников и торцовых
уплотнений, надеть подшипники на шипы крестовины и собрать шарнир.