Сборка и испытание генератора автомобилей
КрАЗ-256, КрАЗ-256Б, КрАЗ-257, КрАЗ-258
Генератор собирают в последовательности,
обратной разборке.
Установить и закрепить в корпусе обмотку возбуждения и ее выводные
клеммы.
Собрать крышки 1 к 15 (см. рис. 139), при этом подшипники 6 к 13
заполнить смазкой ЛЗ-158 или ЦИАТИМ-201, а сальники пропитать в
дизельном масле и отжать. При установке крышек сальников гайки 8 стяжных
винтов должны быть расположены со стороны шкива.
Собрать якорь, для чего: напрессовать на вал со стороны шпоночного паза
упорное кольцо 16, обжать его на канавке и напрессовать на вал чашку 17.
Напрессовать на якорь крышку 15 до упора внутреннего кольца подшипника в
чашку 17, забить шпонку 10 в шпоночный паз вала якоря, напрессовать на
вал шкив 14 и закрепить его. Радиальное биение шкива допускается не
более 0,5 мм. Вставить якорь в корпус генератора так, чтобы центровочный
штифт в крышке 15 совпал с отверстием в торце корпуса.
Установить крышку 1 так, чтобы центровочный штифт совпал с отверстием в
торце корпуса и стянуть крышки стяжными шпильками.
Напрессовать подшипник 6 на вал якоря, поставить шайбу, закрепить гайкой
4 и зашплинтовать. Закрыть подшипник крышкой 5, предварительно подложив
под нее прокладку и завернуть винты 3. Головки винтов зашплинтовать
проволокой.
Проверить легкость вращения якоря. Якорь должен
легко вращаться от руки и не иметь продольного люфта свыше 0,2 мм.
Если устанавливают новые щетки, притереть их каждую в своем
щеткодержателе. Щетки к коллектору притирают при помощи стеклянной
шкурки № 0 или № 1. Для этого полоску стеклянной шкурки, шириной, равной
длине коллектора, огибают по коллектору (примерно на 180° его
окружности) шероховатой стороной к щетке. Поочередно опуская щетки на
поверхность шкурки, притереть их, перемещая шкурку по окружности
коллектора. При движении шкурки в направлении, обратном вращению якоря,
щетку надо приподнимать. В процессе притирки нужно снимать слой не более
0,3—0,5 мм по высоте щетки. После притирки щеток генератор следует
продуть воздухом.
Установить щетки в щеткодержатели, для чего специальным крючком
повернуть прижимные рычаги так, чтобы щетка могла занять свое место.
После этого рычаг плавно опустить на щетку. Закрепить клеммы отводов
щеток и обмотки возбуждения винтами.
После сборки генератор приработать на стенде в течение 5 — 10 мин без
нагрузки при оборотах, соответствующих напряжению 25 в. После приработки
на холостом ходу генератор должен про-
работать под нагрузкой в течение 5 мин. Нагружать
генератор следует постепенно, начиная от нуля до номинального значения
силы тока.
Рис. 142. Схемы подключения генераторов при
проверке их технической характеристики:
а) подключение генератора постоянного тока; б) подключение генератора
переменного тока;
1 — испытуемый генератор; 2—вольтметр контроля развиваемого напряжения;
3 — включатель нагрузки; 4 — амперметр контроля силы тока нагрузки; 5 —
реостат нагрузки; 6 — реостат установки напряжения возбуждения; 7 —
амперметр контроля силы тока возбуждения; 8 — вольтметр контроля
напряжения возбуждения; 9 — включатель напряжения возбуждения; 10 —
аккумуляторные батареи
Приборы (амперметр, вольтметр и реостат) подключать в соответствии с
указаниями инструкции по эксплуатации стенда, а в случае проверки на
автомобиле — по схеме рис, 141 и 142, а. При приработке и проверке
работы генератора необходимо проследить, чтобы не было сильного искрения
щеток и работа генератора была устойчивой. После приработки и испытания
генератора надеть и закрепить защитную ленту.
После сборки генератора переменного тока следует проверить начальное
число оборотов ротора для возбуждения генератора. Проверку следует
выполнять на стенде, позволяющем изменять число оборотов ротора
генератора от 0 до 3000 в минуту. Схема подключения генератора и
приборов дана на рис. 142, б. Начальные обороты возбуждения генератора
при силе тока нагрузки, равной нулю, и подведенном напряжении 25 в
должны быть 1000 об/мин, при силе тока нагрузки 20 а — 2100 об/мин.
Повышение числа оборотов в процессе проверки должно осуществляться
плавно. Максимальная сила тока отдачи должна быть 30±2 а
Исправный генератор установить на автомобиль в
последовательности, обратной снятию, и отрегулировать натяжение
приводного ремня.
Генератор переменного тока присоединить по схеме (рис. 143,б).
Неправильное присоединение клемм аккумуляторной батареи пли выпрямителя
и клемм генератора приводит к короткому замыканию в цепи.